Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitterнаша страница в сети Telegram читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО


Можно ли было избежать «августовской войны»?

24/10/2024
Давид Гамцемлидзе


Эта "пятидневная война" навсегда спарилась с началом ужасной трагедии в Абхазии в августе. Соответственно, их общим знаменателем является не только это случайное (случайное ли?) хронологическое совпадение, но и почти извечный, популярный в грузинской политике вопрос: можно ли было избежать войны?

Прежде чем дать неприятный ответ на этот вопрос, следует отметить, что сама такая постановка вопроса является выражением одной качественной интенции нашего общества: желания получить легкий ответ на сложные вопросы. И если ответ психологически некомфортен, он незамедлительно вызывает агрессию.

Американский социальный психолог Леон Фестингер назвал это «когнитивным диссонансом»: когда окружение и порожденные этим окружением аргументы противоречат внутренним убеждениям человека, его ценностям (следовательно, в конечном итоге его идентичности), он настолько болезненно переживает диссонанс. что он становится ужасно агрессивным: «Почему вы утверждаете, что войны нельзя было избежать?!!»

Не утверждаю! История человечества учит нас, что избежать войны можно всегда. Смотря, какой будет тому цена (все на этом свете имеет свою "цену"), в результате каких шагов и решений.

Возьмем короткий период: с 1 августа 2008 года до 8 августа. Можно ли было в этот период избежать войны с Россией (!)?

Конечно можно было: ничего "легче" этого не было - достаточно было бы, чтобы власть Грузии и грузинское общество спокойно, "издали" наблюдало, как исполнял Эдуард Кокойты выраженную еще 3 августа в эфире НТВ угрозу и как очистили бы осетинские формирования (не российские, а осетинские) от грузин уже окруженные села Лиахвского ущелья.

Вот в таком случае (и только в этом случае) у русских не было бы никакого "резона" начинать войну против Грузии - вторгаться с территории Абхазии, подвергать бомбардировкам Поти, Гори, Сенаки и т.д.

И не только это - возможно после этночистки они бы и не стали признавать независимость "Южной Осетии" и Абхазии.

Никто не может отрицать заявление Кокойты. Так же тот факт, что грузинские села беспрерывно подвергались бомбардировкам, а 7 августа в селе Авневи погибли два грузинских бойца в результате артиллерийских ударов. Поэтому, контраргумент состоит в следующем: "Следовало вести оборонительные бои пусть даже в течение недель - ведь тем самым весь мир увидел бы, что нас атакуют осетины, а мы защищаемся".


Во-первых, мир ничего бы не "увидел": не случайно была запланирована провокация согласно утвержденному Путиным в 2006 году плану на время проведения олимпиады 2008 года в Пекине и в тот период года, когда все европейские и американские чиновники (начиная от клерков МИД и заканчивая президентом или премьер-министром) с семьями отдыхают где-то во Флориде или Лазурном берегу.

Во-вторых (что очень многие не понимают в этой стране): если было не российско-грузинский дискурс, а противостояние между грузинским государством и осетинским меньшинством, Европа, исходят из своих инстинктов, обязательно поддержала бы меньшинство! Европейскую поддержку мы получили только тогда и только потому, что в действительности дискурс стал "русско-грузинским", а не "грузино-осетинским" после того, как грузинская артиллерия нанесла удар по российской военной базе в Цхинвали. Соответственно, Москва стала вынуждена "выйти на сцену" вместо действия из-за кулис, как в Абхазии в 1992-1993 годах.

Но, результат был бы тем же.

Саакашвили в 2010 году произнес значительную фразу, о которой все почему-то забыли: "В 2008 году была угроза, чтобы над Тбилиси был поднят осетинский (!!!) флаг. И тогда мир бы просто пожал плечами.

Ведь тогда мы бы сказали, что стреляют осетины и мы лишь защищаемся". Да, мы так бы и сказали, а осетины в свою очередь сказали бы: "Как вам не стыдно, это грузины в нас стреляют и мы только отвечаем - они вынудили нас перейти в контратаку".

В случае грузино-осетинской войны Европа (повторяю) выслушала бы "обе стороны" и ее позиция не была бы такое однозначной, какой оказалась в случае российской-грузинской войны.

Но и это не самое главное: адепты версии "о ведении оборонительных боев в случае нападения Кокойты на грузинские села" забывают эпизод лета 2004 года, когда окруженные в Ванати грузинские бойцы не то чтобы продолжали "сопротивление в течение дней и недель", а сразу (из-за отсутствия надежды на поддержку "извне") сложили оружие! Затем их увезли в Цхинвали и поставили на колени перед всем миром.

Между прочим, с учетом ментальности Михаила Саакашвили, этот эпизод ему снился по ночам в качестве кошмаров и кто не учитывает этот момент при анализе принятого Михеилом Саакашвили 7 августа 2008 года решения, либо лицемерит, либо некомпетентен.

Когда приводишь эти аргументы оппонентам, они раздражаются (вышеупомянутый "когнитивный диссонанс"), становятся агрессивными и приводят "контр-аргумент" - "Зачем довели дело до войны? Я бы не доводил".

Хорошо. Тогда возьмем не короткий, а долгосрочный период: с 2004 по 2008 год. Можно ли было «не доводить дело до войны»? Конечно, ничего «легче» этого не было!

Для этого достаточно было сделать всего несколько шагов:

а) Не требовать вывода российских военных баз с территории Грузии, что стало очень болезненным ударом для Путина, поскольку было воспринято в России как шаг назад на пути к возрождению «родной Державы».

б) Надо было перестать говорить о членстве в НАТО. Но давайте учтем, что ни одна постсоветская и посткоммунистическая страна не вступила в Евросоюз в обход НАТО. Другими словами, "мы хотим Евросоюз, а не НАТО" - это полное недоразумение!

в) согласиться на предложение Путина (предложенное Михеилом Саакашвили еще в 2004 году) и принять его интеграционные проекты в виде «Таможенного союза» и «ЕвразЭС», которые сегодня окончательно инструментизированы в качестве стратегии «Евразийского союза». К тому же Владимир Владимирович предлагал нам взамен только мир, а не какое-либо «возвращение». Ничего «возвращать» он не собирался ни в коем случае.

г) И что самое главное – не трогать статус-кво, который сложился на территории «Южной Осетии» после 1992 года.

Однако давайте тут же учтем, что так называемый «Эргнетский рынок» был неотъемлемой частью этого «статус-кво» и условием его существования.

Коррупцию, наркотики и трафик угнанных автомобилей можно считать «мелочью», а что касается экономики и бюджетных последствий, напоминаем, что главным инициатором закрытия «Эргнети» был на тот момент премьер-министр Зураб Жвания, потому что он отвечал за наполнение бюджета и прекрасно понимал, какой разрушительный с этой точки зрения результат имела эргнетская «черная дыра».

Вот вам вся правда, если хотите. Такова она, правда.

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"


Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна