Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitterнаша страница в сети Telegram читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО


DE CIVITATE BIDZINAE или грузинский принципат

30/04/2014
"Табула"
Эка Кикнавелидзе


Уходя от нас, точней, с поста премьера, Бидзина Иванишвили оставил нам почти энигматические слова: "Никуда я не ухожу, я начинаю двадцатилетний цикл". Дальновидные граждане с самого же начала поинтересовались, каким будет влияние формально частного лица, а на самом деле патрона властной политической команды на политическую жизнь Грузии, и свершилось - получите ответ.



Республиканский строй древнего Рима разрушался по меньшей мере в течение двадцати лет. В конечном итоге всех защитников старого строя отправили на тот свет, и республику сменила империя, то есть власть одного человека. Первым императором стал Октавий Август.

Август увидел, что механизмы республиканского правления оказались твердыми и жизнеспособными, поэтому не стал разрушать систему, просто подмял ее под себя. Иначе говоря, прибрал к рукам руководство системы: по-прежнему собирали народное собрание, сенат по-прежнему проводил заседания, магистраты по-прежнему осуществляли исполнительную власть. Однако, если старая система основывалась на разделении власти, и должность нельзя было занимать больше года, император завладел всеми важными постами, и до конца жизни владел ими.

Пожизненно был назначен проконсулом, т.е. верховным главнокомандующим, и пожизненно носил звание народного трибуна, чем мог наложить вето на решения других магистратов.

Он несколько раз становился цензором, что помогло ему убрать из сената нежелательных людей. Августа объявили принцепсом сената. Принцепс в древнем Рыме являлся особо почитаемым человеком, занимал первое место в списке сенаторов и во время дискуссий первым выражал мнение. Если в республике принцепс был выражением только уважения, в империи ситуация изменилась: теперь сенаторам ничего не оставалось, кроме как соглашаться с тем, что говорил Август. Тем временем, официально считалось, что Август не низверг, а восстановил республику в первозданной чистоте, он только лишь выполнял волю сената, и никто не смел сказать, что власть реально принадлежала императору. Он превосходно ужился со званием принцепса, и его наследники на посту тоже носили этот титул. Поэтому строй, установленный Августом, называем принципатом.

Если взглянуть на нынешнюю Грузию, она содержит признаки, как республики, так и новорожденного принципата. Исполнительная власть, министры и главы администрации работают, парламент тоже трудится, как может, власть вроде бы разделена, но есть человек, который держит все это в руках и, при этом, ничем его не обяжешь: не существует инстанции, перед которой он был бы ответственен. Более того, Бидзина Иванишвили сам является высшей инстанцией, где связывается узел законодательной и исполнительной власти Грузии. Глава парламента не смеет ослушаться первого гражданина, и премьер "не нуждается в повторении несколько раз", как сказал об этом сам принцепс. В такой системе естественным аппендиксом выглядит должность президента (отметим, что в Грузии уже ведутся обсуждения о том, быть ли президенту избранным на всеобщих выборах, или какой-либо группой, к примеру, парламентом - ред.), которого конституция обязывает к чему-то, и предлагает какие-то возможности. Медлительное осознание собственной легитимности, очевидно, привносит в президенте желание попробовать-осуществить власть. Например, Маргвелашвили захотел наложить вето на закон, который отодвинул бы во времени норму допроса свидетелей только на судебном заседании. Сейчас уже все равно, хотел ли он сделать это на самом деле, или больше хотел покрасоваться демократичностью.

Факт, что первый гражданин говорит – в результате совещания с ним президента вынудили не делать этого. Тем самым Иванишвили четко заявил нам, гражданам Грузии, о том, кто в стране хозяин. Грузинский принцепс может наложить вето собственно на того, кто правомочен наложить вето на законы. Иванишвили является не только «первым гражданином», но и олицетворением верховного закона. Если избранный в порядке всенародного голосования глава грузинского государства проходит консультации с частным лицом, и консультации заканчиваются навязыванием нежелательного решения президенту, тогда это уже не совсем республика: это уже плод гражданства Бидзины - грузинский принципат.

… Октавий Август прошелся по многим трупам, чтобы прибрать к рукам власть. Без сомнений избавлялся от всех, кто преграждал путь. Однако сегодня историки, оценивая его деятельность во время пребывания принцепсом, почти сходятся в том, что Август находится в числе тех редких политиков, кого власть сделала лучше. Что касается грузинского принцепса, ранее безмолвного, беззвучного благотворителя, украшающего храмы и театры, кормившего хлебом насущным актеров, судите сами, когда он был лучше: когда мы знали о нем и не были знакомы с ним, в бытность премьером, когда он говорил - "я большой демократ, верный принципам, прямой и чистый", или сейчас, когда он хочет быть директором власти Грузии так, чтобы никто даже не пререкался, не то чтобы требовал от него ответа …

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"


Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна