Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitterнаша страница в сети Telegram читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО


Москва вынуждает Душанбе на уступки

04/09/2012
Махмад Расулзода




Затянувшиеся переговоры между Таджикистаном и Россией о продлении сроков пребывания российской военной базы вышли на новый уровень. Если раньше Душанбе добивался от России выплаты арендной платы за постой своих военных, то Россия настаивала на безвозмездном варианте, причем при условии продления пребывания на 49 лет. Создается впечатление, что после обострения ситуации в Горном Бадахшане Эмомали Рахмон временно пошел на уступки.

Если бы Таджикистан был счастлив от присутствия в своей столице российской военной базы, как уверяет нас российская пропаганда, то с 2009 года пролонгировало бы автоматически на 49 лет это «удовольствие». Само то, что стороны три года тянут кота за хвост, говорит о назревании в некоем смысле революционной ситуации. Когда «низы», то есть Душанбе, уже не хотят жить на старых условиях, а «верхи», то есть Москва, пока не могут им предложить новые.

Дело в том, что Рахмон, назначенный на роль «козла отпущения» в лихие 90-е годы прошлого столетия, так вжился в нее, что проживание его в компании волков и медведей вызвало искушение взвыть по-волчьи или даже зарычать по-медвежьи.

Поначалу в больших столицах посмеивались, но неожиданно ощутили остроту козлиных рогов. В ситуации с осуждением российского летчика в Таджикистане все выглядело как битва Давида с Голиафом. Причем именно Голиаф, то есть Москва, и был посрамлен. Пусть летчика и отпустили, но и Москва выпустила на свободу уже осужденного сына босса таджикских железных дорог, Рустама Хукумова.

Вот тут-то у Эмомали Рахмона, усиленно науськанного Вашингтоном, возникло знаменитое сталинское «головокружение от успехов». Ошалев от неожиданных уступок Москвы, он принялся «зачищать» пространство для предстоящих выборов президента.

Выбор цели для проведения операции устрашения был отнюдь не случаен. Горный Бадашхан почти со времен существования Таджикистана был «государством в государстве», куда не лезли даже первые секретари ЦК Компартии. Вот и после гражданской войны первых лет независимости по договоренности с ОТО полевые командиры Хорога получили квоту во власти и были назначены пограничниками.


Почему туда поставили председателем регионального отделения ГКНБ Таджикистана генерала Абдулло Назарова? Этот генерал сделал серьезную карьеру в спецслужбе страны и возникли опасения в нем, как в возможном конкуренте на президентских выборах. Очевидно, именно тогда и возникла эта далеко идущая комбинация. В первое время этого «чужака» даже могли благосклонно принять в оппозиционном горном крае, как самостоятельного и независимого от Рахмона игрока. А после возникал неизбежный конфликт в криминальных разборках полевых командиров, искусно подогрев который можно чужими руками убрать строптивого генерала, а потом провести в Хороге «зачистку» под благородным предлогом покарать зарвавшихся местечковых «князьков».

Собственно, все сложилось. Загвоздка была в том, что за спиной у Назарова оказались очень серьезные люди. Возможно, именно по команде из этих серьезных структур люди Назарова пошли снайперами стрелять с крыш во время конфликта на юге Кыргызстана. Тогда Назаров очень рьяно взялся опровергать эту версию, нарушив негласное правило чекистов: не светиться в различных скандалах. Ему могли жестко приказать загасить интерес к теме.

Так что интерес СМИ РФ к конфликту в Хороге мог быть вызван вовсе не состраданием к бедным горцам, а местью за убийство своего ставленника. И местью не Толибу Айембекову, который здесь всего лишь проходная фигура, а Эмомали Рахмону, искусно подставившему генерала под криминальный сюжет и бесславный конец.

Однако Рахмон сумел сделать два интересных хода, показывающих, что «козел отпущения» даром травку не кушает, а наматывает на бородку. Он позвонил Хамиду Карзаю, попросив проверить слухи насчет скопления на таджикско-афганской границе боевиков. Из Москвы буквально умоляли чуть продержаться Айембекова, утверждая, что отряды боевиков находятся в пути для оказания вооруженной поддержки.

И тогда Рахмон делает второй ход: он звонит лидеру исмаилитов Ага Хану в Иран. Остается за кадром, каким образом таджикскому лидеру это удалось, но он убедил Ага Хана, что некие силы собрались развязать на Памире новую гражданскую войну. И тогда лидер исмаилитов издает фетву, где приказано подчиниться властям и сложить оружие.

Результат налицо: Айембеков сдался, Хорог усмирен. Однако долго ли продлится это хрупкое перемирие? Судорожная стрельба по пассажирам в иномарке, недавно устроенная на блокпосту в Хороге, говорит о том, что это напоминает эффект натянутой струны.

В этой ситуации неудивительно, что Душанбе идет на уступки Москве по вопросу военной базы. В газете «Московские новости» Аркадий Дубнов спешит выстрелить победным заголовком «Душанбе пошел на уступки Москве» («МН» за 16 августа 2012 года). Самым прикольным выглядит здесь подзаголовок: «Таджикистан отказывается брать у России деньги за военную базу». Помилуйте, Аркаша, кто же им давал эти деньги? Вы сначала дайте, а потом уже трубите на весь голос - отказывается. Ай-ай-ай, нехорошо врать.

Вы же сами жестко уличаете Дмитрия Медведева в неправде, когда он точно также протрубил на весь мир о своем дипломатическом успехе после своего визита в Душанбе. Читаем: «Уже скоро выяснилось, что Медведев, скорее, выдавал желаемое за действительное, таджикское руководство уже тогда не подтверждало такую готовность, и соглашение так и не было подготовлено ни к обещанному сроку, ни позже, несмотря на регулярно появлявшиеся утечки информации с обеих сторон об успешно продвигающихся переговорах». Речь идет об обещании Медведева закрыть тему переговоров по базе не позднее 1 апреля 2012 года. Это же 1 апреля!

Не кажется ли вам, господин Дубнов, что опять переговорщик от РФ Антонов тиражирует «непереводимый таджикский фольклор»? Там, где не смогли договориться президент РФ, министр иностранных дел Иванов, вдруг совершил прорыв скромный заместитель министра обороны. Наверное, для Путина это сигнал свыше. Пора менять колоду, пардон, обойму кадров.

Достойный потомок Остапа Бендера Анатолий Антонов торжественно изрек после очередного раунда переговоров две фразы: «Искусственных дат нет», «Вопрос о деньгах даже не обсуждался». В переводе на нормальный язык, по мнению Дубнова, это означает: таджики согласны на пребывание в их стране российской военной базы до 2016 года, будут продлевать сроки ее пребывания ежегодно, бесплатно.

Кто из этого выиграл, а кто проиграл - время покажет. Естественно, что Дубнов спешит показать, что Рахмона испугал неудачный блицкриг в Бадахшане, и он пошел на уступки, а в Душанбе патриоты могут заявить и обратный вариант: мол, Москва уступает Рахмону после того, как не смогла раскрутить маховик гражданской войны на Памире. И обе стороны частично правы. Каждая по-своему. Истина, как водится, посередине.

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"


Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна