Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitterнаша страница в сети Telegram читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО


Ошибочная стратегия России в Центральной Азии

04/12/2009
Досбол Болатбаев




Центральная Азия является одним из важнейших стратегических, геополитических регионов, не только в рамках определенного плацдарма за сферу влияния в таких нестабильных регионах, как Афганистан, Иран, Пакистан. В условиях складывающейся на Арабском Востоке политической ситуации возможность контролировать действия так называемого «исламского фактора». Но также по многим объективным причинам интересы крупнейших мировых держав связаны и с самими странами Центральной Азии. И среди прочих стран, интересы России в этом регионе являются одной из важнейших внешнеполитических задач. Это связано как с богатыми природными ресурсами, которыми обладают Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и другие. Более того, экономический контроль позволит Российский Федерации успешно лоббировать свои интересы на международной арене.

РФ используя стратегию «разделяй и властвуй» в отношении данного региона, преследует четкие и весьма конкретные цели. Ведь гораздо легче диктовать определенные условия, если регион не может сформировать единой позиции. Плоды данной стратегии можно наблюдать в конфликтах в решении некоторых вопросов между этими странами.

Примеров противоречивости позиции России по отношению к разным странам Центрально-азиатского региона не мало. Яркий тому пример - президент России Д.Медведев сначала заявляет, что при строительстве гидросооружений на трансграничных реках должны учитываться мнения соседних стран (а Узбекистан выступает против строительства ГЭС Таджикистаном и Кыргызстаном), а потом Россия выделяет кредит на строительство киргизской Камбаратинской ГЭС-1 и запускает таджикскую Сангтудинскую ГЭС-1? Ведь сначала Бишкек и Душанбе удивились словам Медведева, произнесенным в Самарканде, а потом пришло время Ташкенту высказывать свое недовольство финансовыми проектами Москвы.

Очевидно, что без помощи России Таджикистан и Киргизстан построить ГЭС на своих территориях не в состоянии. Более того, общая география предполагает диалог со странами, которые также являются правомочными по данному вопросу. На деле же Россия выступила не в качестве посредника, а в качестве государства, которое ведет двойную игру.

Другой пример связан с Казахстаном, когда Москва четко дала понять Астане, что ей необходимо сделать серьезный выбор между Россией и соседями по Центральной Азии. Использование экономических рычагов только усилили это воздействие. В период с 2000-2003 годов товарооборот между Россией и Центральной Азией неуклонно катился вниз, то есть уменьшался с 6,4 млрд. до 5,4 млрд.

Важное значение имел и некоторый политический успех РФ в туркменском направлении, который стал возможен благодаря проводимой новым руководством Туркменистана политике, направленной на выход из международной изоляции. В частности, впервые президент Туркменистана принял участие в работе саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества (август 2007 года), а затем принял в г.Ашгабате саммит глав правительств стран СНГ (ноябрь 2007 года), но последний газовый конфликт между этими странами явился еще одним подтверждением того, что страны Центральной Азии могут с легкостью диверсифицировать свои внешнеполитические отношение с Россией.

В то же время, в целом дальнейших прорывов в плане развития институционального сотрудничества до сих пор не последовало. Преследуя свои цели в нефтегазовой области Россия попросту забыла, более того, проигнорировала интересы Туркмении в этой сфере. Желание стать монополистом, который диктует как экспорт туркменского газа и нефти, так и цены на них. Как результат - очевидные признаки обратного процесса, стагнации по переговорам с Туркменистаном.

Традиционно институциональное сотрудничество с РФ наиболее активно развивали Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Особо ярко это проявилось в таких важных секторах как транспорт и энергетика. Так уже с 2002 года Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан совместно с Россией в рамках Совета по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС занимаются вопросами формирования единых тарифов, увеличения грузопотока, упрощения таможенных процедур и создания транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций. В 2003 году на межгосударственном совете ЕврАзЭС подписан многосторонний документ «Основы энергетической политики государств-членов Евразийского экономического сообщества». В данном документе страны-члены ЕврАзЭС выразили стремление к совместной деятельности по рациональному использованию энергоресурсов и формированию общего топливно-энергетического комплекса стран ЕврАзЭС. В 2005 году страны-члены ЕврАзЭС достигли договоренности о формировании Таможенного союза. К настоящему времени в рамках Сообщества уже подписан целый ряд соглашений в области транспорта и коммуникаций, но в реальности достигнутые результаты оставляют желать лучшего.

А в сфере экономического сотрудничества ожидания стран Центральной Азии пока мало оправдываются. Как уже отмечалось выше, если не учитывать нефтегазовую сферу, то экономическая активность РФ невысока. Причем, тот факт, что Россия пока не проявляет стремления к развитию масштабных и полноценных экономических отношений, рассматривая регион в качестве поставщика углеводородов, не только снижает результативность всей российской центральноазиатской политики, но и подталкивает страны региона к поиску других экономических партнеров.

В целом, в условиях глобального экономического кризиса и усиления нестабильности в мире у РФ и стран ЦА нет другой альтернативы как форсирование региональной экономической интеграции и формирование устойчивой системы региональной безопасности. Однако в целом пока сохраняется отсутствие каких-либо знаковых признаков достижения прорывов именно в этих направлениях. Более того, экономическая неэффективность ЕврАзЭС и уже упомянутое выше отмирание многих производственных комплексов разрушают надежду многих стран-членов Сообщества на перспективы инновационно-промышленного развития.

Таким образом, очевидно, что стратегия России в Центральной Азии направлена на лоббирование российских ценностей и стремления оставить последний голос за собой при разрешении конфликтов, спровоцированных самой Россией. Такой, казалось бы, парадокс. Хотя, сами страны Центральной Азии уже давно созрели и способны решать те или иные сложившиеся проблемы без чьей либо помощи извне.

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"


Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна