Ровно год назад президент Российской Федерации объявил о признании Абхазии и Южной Осетии. Признаюсь, год назад было слишком много эмоций, для того чтобы оценить это «эпохальное» событие. Что ж, сегодня это можно сделать с холодной головой, без апелляций к международному праву и элементарному чувству справедливости. Обращаться к этим категориям при оценке действий кремлевских властителей, все равно, что сокрушаться по поводу отсутствия христианских морально-этических ценностей воинов Атиллы или бойцов дивизии «Мертвая голова». Впрочем, оставим в покое лирику, и попытаемся посмотреть, что получил путинский режим в результате данного признания.
В выступлении Дмитрия Анатольевича Медведева было четко сказано, что Российская Федерация была вынуждена признать независимость Абхазии и Южной Осетии для того, чтобы спасти народы этих "стран" от физического уничтожения и защитить себя от агрессивной политики блока НАТО. То, что в блок НАТО входят такие страны как Германия и Италия, Дмитрия Анатольевича нисколько не смутило. Но это не так уж и важно. Давайте зададимся вопросом – для чего властям России нужно было признавать независимость итак полностью зависимых от них территорий? Одна из причин, которая лежит на поверхности – это был достойный ответ России на признание Западом Косово. Но, вот незадача, этим признанием Россия не укрепила свой международный авторитет, а скорее добилась обратного эффекта. Знали ли об этом в Кремле. Конечно, знали, и, тем не менее, пошли на это. Истерия по поводу Косова была рассчитана не столько на внешнего, сколько на внутреннего зрителя. Среднестатистическому россиянину нужно было показать, что, во-первых, Россия "поднимающаяся с колен" является главным, наряду с США игроком в Большой игре, и, во-вторых, создать определенный образ звездно-полосатого врага, который обижает братьев-славян. Мерзость всей этой ситуации заключается именно в том, что вместо того, чтобы противостоять расчленению Сербии, Кремль использовал этот факт для своих внутренних целей. А с признанием Абхазии и "Южной Осетии" создал у большей части своих граждан иллюзию – мол, мы выигрываем со счетом два-один. Однако, не следует думать, что все дело исключительно в понтах.
У России как государства всегда была своя национальная идея, мессианская доктрина старца Филофея со временем сменилась на более узкую теорию официальной народности графа Уварова, и расширилась до вселенского масштаба мировой революции благодаря стараниям двух инородцев, каждый из которых своим путем, но посредством России, тащил мир в светлое будущее. У путинского режима есть проблема, отсутствие всякой идеологии, пусть даже фальшивой, той в которую никто не верит, как это было в благословенные времена Леонида Ильича. Ну, действительно, нельзя же напрямую объявить "избирателям", что суть пребывания у власти команды Владимира Владимировича заключается в получении дивидендов от природных ресурсов и плодов труда миллионов россиян. Сколько бы ни пыжился господин Сурков, выдумывая "суверенные" демократии», население России вряд ли всерьез воспримет его ноу-хау. А вот понятие державности, хорошо знакомо народу. В этом смысле "признания" можно рассматривать как этакие игры патриотов, призванные вызвать у населения чувство гордости за свою страну и заодно забыть о том, какая цена заплачена и платится за эти великодержавные понты.
Однако, не следует забывать, что природа режима неумолимо диктует определенную логику поведения. Плутократическая система при любых обстоятельствах остается плутократической. Подобно тому, как в недавней истории, везде, куда ступала нога советского солдата, возникали партийные ячейки, красные флаги и пропаганда бессмертных идей марксизма-ленинизма, путинский режим несет собой все новые и новые схемы распила бюджетных средств. Пример «освоения» средств, выделенных на восстановление Цхинвали, настолько набил оскомину, что даже не хочется на нем останавливаться. Остап Бендер, знающий тысячу способов относительно честного отъема денежных средств у населения, наверное, умер бы от зависти, наблюдая за финансовыми кульбитами нынешних российских властей. По сути «признание», ничто иное, как создание двух больших, неконтролируемых никем "прачечных". Не правда ли замечательно, для того, чтобы получить брильянты совсем не обязательно жениться на мадам Грицацуевой, достаточно просто крикнуть всему миру – плевать мы хотели на ваши правила, и продолжать обирать собственное население, руки и мозги которого заняты бурными и продолжительными аплодисментами по поводу "вставания с колен".
Говорят, сегодня в Абхазии ищут нефть, правда непонятно есть ли она там, а если есть, то какова будет ее себестоимость. Но какое это имеет значение, нефтеразведка сама по себе вещь достаточно дорогая, а значит самодостаточная. Ну а в остальном государства как государства – флаг, герб, гимн, и даже президенты с министрами иностранных дел. Тот факт, что данные государства существуют исключительно на деньги российских налогоплательщиков, причем эти деньги успешно разворовываются (по разным схемам, хитроумным в Абхазии, более прямым и "честным" в Цхинвали), мало волнует большинство россиян. Что ж, наверное, нас это совсем не должно волновать, тем более, что мы точно знаем, что Абхазия и Цхинвальский регион это части нашей страны, оккупированные войсками Российской Федерации. А вместе с нами об этом знает весь мир.
* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"