Врагозависимость, вот, пожалуй, наиболее точное определение сегодняшнего положения Грузии. Можно много рассуждать о том, как и почему страна попала в данную ситуацию, но от этого положение дел не изменится. Гораздо больший интерес вызывает вопрос - что делать дальше?
Ровно год назад ситуация тоже была не из простых. Грузия едва приходила в себя после ноябрьского шока, а страсти вокруг президентской кампании зашкаливали за мыслимые пределы. Но тогда для многих была ясна цель - вступление в Североатлантический альянс, которое бы сняло многие как внешние, так и внутренние проблемы. Ради этого стоило безоговорочно поддерживать существующую власть, со всеми ее недостатками и ошибками, и быть готовыми идти на любые жертвы ради многовековой мечты народа о возвращении в лоно той самой цивилизации, одним из основоположников которой мы и являемся. Действительно, колхидский царь Айэт очень сильно бы удивился, если бы узнал, что тысячелетия спустя потомки диких галлов и германцев будут серьезно обсуждать вопрос о том, является ли его народ европейским. Впрочем, это все лирика, реальность же такова, что сегодня мы не только не приблизились к возвращению в лоно европейской цивилизации, но и само существование древней Иберии как государства находится в смертельной опасности. Можно как угодно относится к бредовым идеям о "триалетской Осетии", статусу Джавахети или "независимом мингрельском государстве", однако, факт остается фактом - все эти разговоры ничто иное, как зондаж, а возможно и подготовка общественного мнения к уничтожению Грузии как государства.
Время четко обозначило основную проблему - обеспечение безопасности страны. Рискуя навлечь на себя праведный гнев патриотов, к числу которых я и сам себя отношу, все-таки скажу, что о возвращении потерянных регионов, включая Ахалгорский район и Кодорское ущелье, следует забыть до лучших времен. Любая наша активность в этом направлении будет использована Кремлем для нанесения нового удара по стране, который может оказаться смертельным. Конечно, это не означает прекращения активности на дипломатическом фронте, скорее наоборот, именно это направление должно компенсировать наши потери в августовской войне. Второй жизненно важный вопрос, пути строительства вооруженных сил. Несмотря на лай российской пропаганды признаем тот факт, что наша армия с честью выдержала августовский экзамен, несмотря на то, что он был не из легких. После второй мировой войны ни одна регулярная армия мире не решалась оказать русским сопротивление. Их танки свободно входили в Будапешт, Прагу и Кабул, повторить этот сценарий в Грузии не удалось. Историкам еще предстоит оценить чудо на Зарской дороге, которое по своему историческому значению не уступает чуду на Висле. Предвижу скептические ухмылки многих, но позвольте, абсолютно иная конкретно-историческая ситуация, а результат один и тот же. Ни Варшава, ни Тбилиси не пали, а национальные правительства Пилсудского и Саакашвили устояли именно благодаря героическим действиям простых солдат, пожертвовавших собой ради своей страны. Могли ли части Красной армии взять тогда Варшаву, конечно, могли, но тем не менее истеричная телеграмма Ленина "Бегом марш от Варшавы" очень напоминает приказ Верховного главнокомандующего Российской Федерации о выводе войск с "основной" территории Грузии. Однако, это уже история, нам же гораздо более важно извлечь из нее соответствующие уроки. Сегодня Грузии жизненно необходимо создать оборонительные рубежи по всей линии соприкосновения с российскими воинскими формированиями. Думаю понятно, что банды сепаратистов являются такими же воинскими формированиями РФ, как и регулярная армия. Предвижу, что у многих в Грузии это вызовет возмущение, кто то воспримет это как предложение отказаться от потерянных регионов. Что ж приведу еще один пример из истории, что было бы с Финляндией в 1939 году если бы не существовало линии Маннергейма? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден, финский народ влился бы в братскую семью советских народов. Еще один вопрос, если бы в августе у нас существовала бы такая линия обороны, возникла бы необходимость во взятии Цхинвали? Наверное, нет, мы бы встретили российскую армию на хорошо подготовленных рубежах, и тем самым смягчили бы последствия этой войны.
Следующий вопрос, хорошо известно, что для ликвидации последствий августовской войны Грузия получит помощь в размере четырех с половиной миллиардов долларов США. Для небольшой Грузии это колоссальная сумма, практически по тысяче долларов на душу населения. Известно, что данная сумма должна быть направлена на восстановление разрушенной инфраструктуры, в том числе и военной. Учитывая реальное положение дел у вероятного противника, рискну утверждать, что Грузии вполне под силу несколькими комплексами ПВО типа "Patriot" полностью закрыть небо, а системы противотанковой защиты вполне могут остановить русские танки. Кроме того, необходимо морально подготовить население страны к возможной войне, ибо только народ готовый защищать свою свободу, достоин ее. Я далек от мысли утверждать, что в прямом военном противостоянии с РФ, Грузия может одержать верх, однако, неизбежность крупных потерь в живой силе и технике может стать серьезным сдерживающим фактором для Кремля.
И еще один немаловажный момент, как показала практика, наедятся на действенную помощь НАТО или Европейского Союза в случае российской агрессии не приходится. Однако, есть страны, которые находятся в аналогичном с нами положении и этот момент никак нельзя не использовать. Это прежде всего Украина, страны Балтии и Польша. Сегодня уже очевидно, что в случае нападения на Украину страны ЕС ограничатся резкими заявлениями в адрес России, но не более того. Несмотря на то, что страны Балтии являются членами Европейского Союза и НАТО, их безопасность также далеко не гарантирована. Не верится, что Германия или Италия объявят войну России в случае нападения на Эстонию, впрочем, даже если и объявят, вряд ли начнут активные боевые действия. Относительно безопасно из вышеперечисленных стран может чувствовать себя только Польша, вот только чего будет стоить эта безопасность в случае появления российских танков в степях Украины понятно всем. Еще раз приходится обратиться к урокам истории, создание в 20-х годах прошлого века так называемого "санитарного кордона" , в который входили Чехословакия, Венгрия, Румыния и та же Польша несомненно стабилизировало ситуацию в Европе тех времен. Сегодня, спустя почти сто лет, мы находимся в аналогичной ситуации. Отдельно, о роли Соединенных Штатов в данном альянсе, думаю, что прямое участие США было бы вредно, так как явилось бы дополнительным раздражителем для Кремля, однако члены альянса вполне могли бы рассчитывать на моральную и военно-техническую поддержку Штатов. В перспективе вполне возможно присоединение к данному союзу Румынии, Молдовы и Белоруссии. Еще раз подчеркиваю, что данный союз должен носить сугубо оборонительную направленность, и его целью может быть только защита от возможной агрессии.
"Если очень долго сидеть на берегу реки, то в конце концов дождешься, как мимо тебя проплывет труп твоего врага". Мудрый народ все таки китайцы, и вполне возможно, что новые экономические реалии изменят нашего северного соседа, уничтожат деструктивно-имперский дух и мы будем иметь дело с другой Россией, демократической, уважающей своих соседей, от которой никому и в голову не придет защищаться. Наверное, это самый лучший для всех вариант.
* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"