«Поэтому мы ввели определенные санкции…» — сенаторы США о Грузии
26.10.2023 20:32
По мнению помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймса О’Брайена, в настоящее время решающий вопрос заключается в том, решит ли небольшая группа бизнесменов и людей, имеющих политическое влияние, станет ли Грузия серой зоной между Россией и Западом.
Как пишет «Голос Америки», об этом Джеймс О’Брайен заявил выступая на слушаниях в Комитете по иностранным делам Сената Конгресса 25 октября.
Этим летом Джеймс О’Брайен побывал в Грузии, тогда он занимал должность главы Офиса по координации санкций Государственного департамента США. 5 октября Джеймс О’Брайен был назначен на должность помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии.
«20% территории Грузии оккупировано Россией, и Россия сейчас создает шум, пытаясь использовать эту территорию в качестве военной проекционной базы. Мы за этим очень внимательно следим. 85-90% грузин хотят быть частью законопослушного общества, они хотят вступить в Евросоюз. Они хотят быть очень близко к Соединенным Штатам. Вопрос в том, предпочтет ли небольшая группа бизнесменов и других лиц, обладающих некоторым политическим влиянием, чтобы [Грузия] была серой зоной между Россией и Западом», — сказал О’Брайен.
По его словам, сейчас перед США стоит задача объяснить грузинскому народу, что наступил переломный момент, когда следует принять решение.
«Поэтому мы ввели определенные санкции и выдвинули определенные требования относительно реформ. Мы ведем полноценную работу с нашими друзьями из ЕС. Европейский Союз будет решать, предоставлять Грузии статус кандидата или нет, что [в случае получения статуса] откроет Грузии доступ к финансированию и технической помощи. Мы сказали, что существует целый комплекс мер, которые Грузия должна осуществить, чтобы получить статус кандидата. Конечно, не мы принимаем это решение, но мы используем свои возможности для поддержания этого процесса», — сказал О’Брайен.
Представитель Госдепартамента также затронул тему запланированных в Грузии на 2024 год парламентских выборов, отметив что будет ждать первого доклада от Организации Объединённых Наций, прежде чем принять решение об отправке долгосрочной наблюдательной миссии.
«Это укажет на то, какой должна быть долгосрочная наблюдательная миссия. Затем мы будем работать с правительством Грузии, чтобы гарантировать, что эти выборы будут максимально свободными и справедливыми, с помощью наших замечательных партнеров, международных организаций и, самое главное, грузинского народа», — сказал О’Брайен.
Как сообщает «Голос Америки», 25 октября предметом обсуждения в Сенате стал вопрос Черного моря, в том числе размещение российской военно-морской базы в оккупированной Абхазии.
По мнению сенатора-республиканца Питера Рикеттса, Грузия должна однозначно отвергнуть силовую игру России на своей суверенной территории.
«Черное море становится центром притяжения будущего Европы, а также еще одним важным театром в соперничестве великих держав между Россией, Соединенными Штатами и Китайской Народной Республикой. Незаконная война Путина в Украине привлекла внимание к этому региону как к одному из фронтов борьбы с российской агрессией. Путин не хочет ничего лучшего для Черного моря, чем превратить его в российское озеро, а его воздушное пространство — в бесполетную зону. Обнадеживает тот факт, что недавние атаки Украины на Крым и порт Севастополь оттеснили «великий» Черноморский флот России и поставили под сомнение ее военно-морское доминирование, причем настолько, что теперь она ищет у своих друзей-сепаратистов в Абхазии новую военно-морскую базу. Грузия должна однозначно отвергнуть силовую игру России на ее суверенной территории», — заявил сенатор Рикеттс.
По мнению сенатора-демократа Джин Шахин, Черное море имеет решающее значение, поскольку Путин видит его в плоскости своей орбиты.
«Грузия была, конечно, первой мишенью реваншистской политики Путина в регионе, но, к сожалению, не последней. Черноморский регион стал важнейшим направлением, куда направлено внимание Владимир Путина, поскольку он реализует свою агрессивную программу. В 2008 году Путин аннексировал Южную Осетию и Абхазию, потому что Грузия двигалась по пути к демократии. Он незаконно аннексировал Крым в 2014 году, когда украинцы явно высказались в поддержку членства в ЕС. А в 2022 году Россия снова вторглась на Украину, когда поняла, что ее тактика угнетения не сработает.
Черное море имеет решающее значение, поскольку Путин видит его на своей орбите. В России некоторые даже называют его своим озером. Исторически и стратегически он [президент России Владимир Путин] считает Черное море частью своей империи. [Черноморский регион важен еще и потому, что] в Черном море есть три страны, не входящие в НАТО, и две страны-претендента. Черное море связывает их экономически, и когда поведение России остается незамеченным или неконтролируемым, это влияет на их безопасность и экономику», — заявила сенатор Шахин.