GDI: Поправки в закон «О вещании» еще больше ограничат свободу СМИ
19.10.2023 15:53
Организация «Грузинская демократическая инициатива» (Georgian Democracy Initiative. GDI) считает, что планируемые поправки в Закон «О вещании» еще больше ограничат свободу СМИ.
Как указано в заявлении организации поправка к законодательству, которая предоставит Национальной комиссии по коммуникациям Грузии полномочия контролировать использование языка ненависти, а также программ, содержащих непристойную лексику, «подтверждают опасения гражданского общества относительно реальных целей правительства – максимально ограничить распространение инакомыслие в стране».
GDI напоминает, что парламент Грузии в ближайшее время рассмотрит поправки к Закону «О вещании», согласно которым заинтересованные лица смогут обжаловать в Национальной комиссии по коммуникациям решения, принятые органом саморегулирования вещателя, относительно трансляции программ, содержащих разжигание ненависти или призывов к терроризму.
Целью принятия этих поправок была названа гармонизация национального законодательства с требованиями Евросоюза, в том числе выполнение 12 приоритетов, установленных Еврокомиссией для Грузии.
В действительности же, пишет GDI, согласно Директиве ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах, государства-члены ЕС обязаны обеспечить, чтобы аудиовизуальные медиа-услуги не содержали подстрекательства к ненависти или насилию. Однако из самой директивы ясно, что она не налагает на регулирующий орган обязательства регулировать использование языка вражды. Этот вопрос может регулироваться как регулирующим органом, так и механизмом сорегулирования.
«Следует отметить, что, принимая во внимание существующий контекст в Грузии, возможное политическое давление на Национальную комиссии по коммуникациям и высокие риски, связанные с ограничением свободы слова, эксперты Совета Европы выработали четкую рекомендацию по внедрению в Грузии механизма сорегулирования. Однако парламент Грузии проигнорировал упомянутую рекомендацию. Кроме того, он не учел призыв самих медиакомпаний и местных правозащитных организаций обсудить этот вопрос и принять изменения с их участием», — указано в заявлении GDI.
Что касается того, почему регулирование языка вражды и расширение полномочий Комиссии по коммуникациям в этой сфере особенно проблематичны. Организации гражданского общества говорили об этой проблеме в течение многих лет и сосредоточили внимание на нескольких вопросах, пишет GDI.
В их числе организация упоминает, политизацию Комиссии по коммуникациям и проблемы, связанные с ее независимостью, «о которых говорят не только местные организации, но и Госдепартамент США».
«Это выражается в принимаемых Комиссией решениях, не соответствующих конституционным нормам, и в тенденции к постоянному расширению круга полномочий, в том числе без правовой основы. Поэтому, если ее мандат будет расширен, существует обоснованное ожидание, что комиссия не будет независимым и беспристрастным органом, а будет играть роль репрессивной машины», — читаем в заявлении.
Кроме того, упомянута и «постоянная тенденция правящей власти ликвидировать свободные пространства в стране и поставить под свой контроль все (в том числе публично распространяемую информацию)».
«Соответственно, ожидание того, что правительство и его сторонники начнут злоупотреблять новой правовой базой борьбы со СМИ, борьба с которыми уже ведется активно (физические и словесные нападения на журналистов, дела SLAPP [cтратегические судебные иски, направленные против участия общественности -прим.ред.] против телекомпаний, кампании по дискредитации и т. д.)», — указано в документе.
Как указывает GDI, различные взгляды на определение языка вражды, независимо от законодательного определения, расширяет число случаев, за которые власти могут наказать.
Кроме того, в заявлении упомянуто «постоянное игнорирование правительством вопросов равенства и нужд групп меньшинств (например, полное игнорирование ЛГБТК-сообщества в национальной стратегии по правам человека, ненаказание организаторов 5 июля и т.д.), а в некоторых случаях целенаправленная дискриминационная политика (например, наложение привилегий на доминирующее религиозное объединение)».
Как указано в документе, регулирование языка ненависти должно быть в первую очередь продиктовано защитой меньшинств, «однако в свете общей политики грузинского правительства реализация изменений в их пользу выглядит неубедительно».
«Общая ценность и важность свободы выражения мнений в таких странах, как Грузия, которая находится на грани авторитаризма. На фоне всего вышеперечисленного регулирование языка вражды в Грузии приведет к тяжелым последствиям», — заключили в организации.
Регулирование непристойностей В GDI подчеркивают, что перед первым чтением в законопроект была внесена еще одна поправка. В частности, действующее законодательство запрещает «размещение порнографии, а также программ или рекламы, ущемляющих достоинство и основные права человека и гражданина, содержащих непристойности».
Как указывают авторы заявления, ранее Комиссия по регулированию коммуникаций не имела юридических полномочий оценивать, нарушил ли вещатель в своей программе права человека и содержала ли она непристойности.
С законодательными поправками планируется расширить Комиссии по регулированию коммуникаций полномочия, что откроет для нее возможность более активно контролировать содержание программ, выходящих в эфир телерадиокомпаний, и, игнорируя их политическую, литературную или иную ценность, и налагать санкции на вещательные компании за нежелательный контент:
«Следует отметить, что на практике можно встретить пример, когда Комиссия по связи, вопреки закону, уже обсудила сюжет, вышедший в эфир на «Мтавари Архи» в 2021 году, на предмет соответствия вышеупомянутым нормам. Сюжет содержал политическую сатиру и фокусировался на нефункциональности парламента. Однако, с одной стороны, Комиссия действовала незаконно при рассмотрении этого вопроса, с другой стороны, она закрыла глаза на политическую ценность спорных кадров и заявлений. В результате «Мтавари Архи» был признан правонарушителем.
В свете такого опыта неизбежно повторение подобных случаев и вещательные компании будут оштрафованы за нежелательный контент. Также стоит отметить, что упомянутые изменения происходят за год до выборов, и согласно прошлому опыту, Комиссия по коммуникациям начинает свою деятельность непосредственно перед выборами.
Также необходимо учитывать предысторию и контекст, в которых принимаются указанные изменения. После событий, произошедших в марте 2023 года, «Грузинская мечта» фактически заявила, что продолжит борьбу с гражданским обществом, используя иную стратегию. В результате за последние месяцы уже были приняты ряд ограничивающих права правовых норм (запрет использования временных сооружений, в том числе палаток, на митингах; запрет плакатов в здании парламента и т.д.), которые нарушают наши конституционные права и свободы», — указано в заявлении.
В организации считают, что вышеупомянутые изменения являются продолжением указанной тенденции, которая, как ожидается, станет еще более интенсивной в год выборов.