Катастрофа на фоне взаимных обвинений: претензии политиков к исполнительной власти Грузии
04.08.2023 20:34
Политики отреагировали на катастрофу, случившееся стихийное бедствие в Шови [регион Рача], взаимными обвинениями, а депутат Тако Чарквиани анонсировала акцию протеста.
В Шови 3 августа сошел оползень, разрушивший жилые дома. По последним данным [4 августа, 16:00], в результате стихийного бедствия погибли 11 человек. 25 человек, в том числе дети, до сих пор разыскиваются. Члены семей пропавших без вести всю ночь требовали информацию и жаловались на ненадлежащее общение со стороны властей.
Горячая линия была опубликована МВД с опозданием, примерно через 9 часов после катастрофы. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили отреагировал на инцидент лишь на следующий день, после прибытия в зону бедствия.
Помимо того, что власти обвинили в неадекватном реагировании и отсутствии коммуникации, вопрос спасательных вертолетов вновь стал актуальным на фоне катастрофы в Рача. Некоторые представители оппозиции связывают катастрофу с вырубкой лесов, вызванной коррупционными интересами миллиардера Иванишвили, а член правящей «Грузинской мечты» Майя Битадзе заявила, что системы экологического мониторинга в стране «были отменены при предыдущем правительстве» [М.Саакашвили].
Партия экс-премьер Георгия Гахариа «За Грузию» объявила мораторий на политические обвинения:
— «Пока есть возможность спасти хотя бы одного человека, политические заявления или призывы, которые мы слышали от многих [оппозиционных] политиков, неприемлемы и аморальны. Нужна наша полная поддержка спасателям. Кто чем может должны помочь спасателям, техническими или другими средствами, если есть возможность сделать это. Все остальные политические заявления аморальны», — сказал Михаил Даушвили.
Некоторые представители оппозиции отреагировали на трагедию Шови в социальных сетях в день катастрофы, еще 3 августа. Их заявления звучат следующим образом:
Гиорги Вашадзе, «Стратегия Агмашенебели»: «Гарибашвили, Гомелаури, правительство, где вы прячетесь? Почему бы тебе не приехать в Рачу? Включите все ресурсы! Время уходит! Все горожане, попавшие в беду, должны быть спасены!»
Леван Хабеишвили, председатель Национального собрания: «Иванишвили продал леса, и мы не знаем, что происходит на закрытых территориях. Мы знаем, что место было вырублено и разграблено. В течение многих лет компании Иванишвили и торговцы дверями устанавливали в Рача лесопилки. Российскому олигарху, путинисту [Давиду] Хидашели он отдал 30% лесов в Рача, а это больше, чем территория Тбилиси. Иванишвили продал вертолеты и мы видим проблемы во время чрезвычайных ситуаций, вместо того, чтобы закупить за эти 11 лет десятки спасательных вертолетов, Гарибашвили, Кобахидзе, Гомелаури богатеют, люди страдают!».
Ника Мелиа, экс-председатель ЕНД: «Политическая коррупция — смертельная проблема не только потому, что кто-то обогащается за счет государства, но и проблема, которая убивает. Убийство запоздалым ответом, действием или бездействием стало визитной карточкой правительства «Мечты». Депутаты, приближенные к «Мечте» разбогатели, стали миллионерами, а один спасательный вертолет — непреодолимая проблема. Сначала мы должны найти всех, терпящих бедствие нужно спасти. А потом мы обязаны поменять эту ситуацию».
Мамука Хазарадзе, «Лело»: «Мы оказались слабыми, элементарно не подготовленными, к этой природной катастрофе! Мои соболезнования семьям трагически погибших людей. Надеюсь, мы найдем пропавших без вести. В XXI-м веке в стране со сложным рельефом и стихийными бедствиями, если у государства проблемы с вертолетами и соответствующей техникой, ни о чем другом и говорить не приходится. У нас некомпетентное, безответственное и коррумпированное правительство! Моя поддержка спасателям!».
Вчера, 3 августа, с наступлением темноты вертолет прекратил спасательные работы в зоне бедствия. У Грузии нет спасательных вертолетов, оснащенных приборами ночного видения. Спасатели использовали два вертолета Пограничной службы, хотя о закупке спасательных вертолетов власти говорят уже почти 10 лет.
По словам премьер-министра Гарибашвили, никакой необходимости «запрашивать вертолеты у сосдених стран» не было.