Главы государств и правительств стран НАТО, участвовавшие в Саммите НАТО в Вильнюсе, опубликовали коммюнике, в котором они сосредоточили внимание на проблемах, стоящих перед альянсом, и важных вопросах для Североатлантического союза.
В коммюнике относительно Грузии отмечено, что альянс по-прежнему привержен обязательству, взятому на Бухарестском саммите в 2008 г., согласно которому Грузия станет членом НАТО посредством Плана действий к членству (ПДЧ), который считается неотъемлемой частью вступления.
«Мы в очередной раз подтверждаем нашу поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках признанных на международном уровне ее границ. Мы твердо поддерживаем право Грузии выбирать свое будущее и внешнеполитический курс, свободный от вмешательства извне. Мы призываем Россию вывести войска, дислоцированные в Грузии без ее согласия. Мы также призываем Россию отозвать признание регионов Грузии Абхазии и Южной Осетии», — говорится в коммюнике Вильнюсского саммита.
Союзники заявляют: «мы высоко ценим существенный вклад Грузии в операциях НАТО, что доказывает ее приверженность и способность вносить вклад в евроатлантическую безопасность».
Они также по-прежнему готовы «в полной мере использовать Комиссию НАТО-Грузия и Годовую национальную программу (ГНП) для углубления политического диалога и практического сотрудничества с Грузией».
В коммюнике приветствуется прогресс, достигнутый в реализации усиленного Существенного пакета НАТО-Грузия.
Союзники также заявляют, что «для продвижения вперед в плане евроатлантических устремлений Грузия должна добиться прогресса с точки зрения реформ, в том числе демократических реформ, и наилучшим образом использовать Годовую национальную программу (ГНП)».
Что изменилось после коммюнике Брюссельского саммита? Главы государств и правительств стран НАТО приняли Коммюнике на саммите в Брюсселе в 2021 году. Мадридский саммит 2022 года выпустил гораздо более короткий документ — декларацию.
В коммюнике Брюссельского саммита 2021 по поводу Грузии сказано:
«Мы приветствуем значительный прогресс, которого Грузия добилась и вновь будет добиваться в плане реформ, которые помогли Грузии укрепить свой оборонный потенциал и совместимость с альянсом. Отношения Грузии с альянсом содержат все практические инструменты для подготовки к окончательному членству. Мы тесно сотрудничаем с Грузией по вопросам безопасности в Черноморском регионе в ответ на все более дестабилизирующие действия России, и мы приветствуем шаги, предпринятые для реализации обновленного Существенного пакета НАТО-Грузия».
Таким образом, эта декларация Брюссельского саммита о будущем присоединении содержала ту же формулу, что и принятый сегодня в Вильнюсе документ, который подтверждает приверженность решению Бухарестского саммита 2008 года о том, что Грузия станет членом альянса посредством Плана действий к членству (MAP), как неотъемлемой части процесса. Однако в 2021 году Украина и Грузия рассматривались в одном и том же контексте. На Вильнюсском же саммите было решено, что от Украины больше не требуется выполнение ПДЧ для окончательного членства.
Еще одним важным элементом, который отсутствует в коммюнике Вильнюсского саммита, является формулировка о том, что «отношения Грузии с альянсом включают в себя все практические инструменты для подготовки к окончательному членству», что было частью коммюнике саммитов НАТО с 2016 года.
В отличие от Брюссельского коммюнике, исчезли высокая оценка прогресса в реформах, которая заменена призывом к реализации реформ.
Заключительный документ Вильнюсского саммита не включает формулировку совместных усилий Грузии и НАТО по укреплению безопасности на Черном море, в отличие от брюссельского коммюнике.