Transparency International о недостатках закона об «Антикоррупционном бюро»
02.12.2022 19:24
Неправительственная организация «Международная прозрачность — Грузия» (TIG) в опубликованном 2 декабря заявлении акцентировала внимание на недостатки в законодательных поправках, утвержденных для создания «Антикоррупционного бюро».
По данным «Международной прозрачности», если в первоначальном варианте были предусмотрены для бюро полномочия общего координирующего характера, после второго чтения к нему был добавлен ряд важных функций, в том числе мониторинг финансовой деятельности политических партий и имущественных деклараций.
Отмечая, что «консолидация антикоррупционных функций в одной институции приветствуется и соответствует международной практике», организация подчеркивает, что централизованная модель работает только в том случае, если эта институция имеет реальную независимость и наделено надлежащими (следственными) полномочиями.
По оценке организации, с учетом того, что «Антикоррупционное бюро» не имеет следственных полномочий и эта функция остается за Службой госбезопасности и Прокуратурой, принятые Парламентом поправки являются «несовершенными».
«Без предоставления следственных полномочий Антикоррупционное бюро не сможет эффективно бороться с коррупцией на высоком уровне, (чего) требует 4-я рекомендация Еврокомиссии», — подчеркивают в «Международной прозрачности».
По мнению организации, процедура назначения руководителя бюро также является «проблематичной», поскольку его назначение премьер-министром не может обеспечить независимость этого учреждения, «что является необходимой предпосылкой его эффективной работы, а также требованием 4-й рекомендации Еврокомиссии».
«Эту гарантию обеспечило бы избрание главы бюро Парламентом в результате консенсуса среди политических партий», — говорят в «Международной прозрачности», добавляя, что если названные недостатки не будут исправлены, это «не будет отвечать на вызов коррупции на высоком уровне в стране».
Поэтому организация призывает Парламент направить закон в Венецианскую комиссию и БДИПЧ/ОБСЕ, чтобы, в соответствии с их оценками можно было бы устранить недостатки в законодательных поправках.