В USAID оценили уровень клептократии и коррупции в периоды правления «Мечты» и ЕНД
08.09.2022 16:15
В новом документе USAID посвященном вопросам клептократии и стратегической коррупции, указано, что реформы осуществленные в Грузии после «революции роз» 2003 года, являются хорошим примером освобождения страны от клептократии. Здесь же отмечается, что после 2012 года «самый богатый олигарх Грузии захватил государство».
Из этой статьи «Netgazeti» вы узнаете, что и в каком контексте написано в этом обширном документе о Грузии.
Клептократия, USAID и новый отчет
Клептократия — это государственное устройство, при котором коррумпированные лидеры используют политическую власть для присвоения государственных ресурсов и богатства.
Агентство США по международному развитию (АМР США) (англ. United States Agency for International Development, USAID) — высший федеральный орган государственного управления Соединённых Штатов Америки в области оказания помощи за рубежом. Оно финансирует гражданские инициативы и многочисленные проекты во многих странах, в том числе в Грузии.
Полное название документа, опубликованного 7 сентября 2022 года, — «Руководство по деклептократизации — использование окон возможностей для искоренения клептократии».
Оно было подготовлено специальной командой, состоящей из представительств организации в 30 странах. Эту команду возглавил Джош Рудольф, представитель Агентства по борьбе с коррупцией.
По словам авторов, руководство предназначено для сотрудников, работающих в странах, «погрязших в разгуле коррупции», где «смелые реформаторы — в правительстве и вне его» посвящают себя борьбе с клептократией.
Отрицательный и положительный пример Грузии
В 80-страничном документе USAID приводит ряд примеров из разных стран мира, когда правительства воспользовались возможностями для реформ, и дает рекомендации о том, как следует действовать в период когда эти возможности открываются.
Например, в 2004–2012 годах Грузия приступила к широкомасштабной реформе государственного сектора – разработке нового налогового законодательства, улучшению государственных услуг, сокращению численности госаппарата, реформе полиции и т. д., что привело к «сокращению взяточничества на 80%».
Далее в документе написано, что Украина предоставила гражданство тем грузинским чиновникам, которые «успешно реформировали полицию после «Революции роз»; Киев уполномочил их «аналогичным образом обновить украинскую полицейскую систему».
Однако авторы также пишут, что успех не всегда означает окончательное достижение целей [«деклептократизации»] и всегда существует риск того, что процессы будут обращены вспять. В качестве примера приводятся события, развернувшиеся в Грузии после 2012 года.
Период правления «Грузинской мечты»
Авторы пишут, что проводить политический анализ необходимо постоянно, чтобы важные события в стране не остались незамеченными. Этот политический анализ должен быть направлен на выявление потоков доходов клептократических сетей, выявление схем по которым коррумпированные чиновники используют государственные ресурсы, в том числе в предвыборный период и т.д.
После «открытия окна возможностей» анализ, по мнению авторов, должен быть сосредоточен на стратегиях и реформах в разных секторах, а также на мониторинге, а после закрытия окна политический анализ может показать, почему и как эти элементы возвращают себе власть, несмотря на реформы.
Чтобы продемонстрировать этот последний подход, авторы документа USAID ссылаются на схему коррупции и незаконной торговли золотом в Судане, которую раскрыла их партнерская организация.
Далее в документе указано, что еще одним примером того, как партнер USAID анализирует закрытие окна возможностей, является работа Transparency International Georgia.
«В свете того, что стало ясно, что за последнее десятилетие, самый богатый олигарх Грузии захватил государство, их [Transparency International Georgia] исследования, были сосредоточены на вопросах безнаказанности коррумпированных чиновников, экономической зависимости Грузии от России и тайной коммерческой деятельности олигарха в России».
Согласно документу, после того, как «окно возможностей» закроется, политический анализ должен помочь правительству США защитить достижения реформ и привлечь к ответственности правящих в Грузии режим.
«Такие инструменты могут включать сокращение помощи все более коррумпированному правительству, более сильную общественную дипломатию и санкции против коррумпированных чиновников высокого уровня».
Комментарии грузинских политиков
Депутат от «Грузинской мечты», председатель Комитета по процессуальным вопросам Ираклий Кадагишвили, отвечая на вопросы журналистов, назвал этот доклад «ангажированным».
«Я не знаю, что это за группа, что за рабочая группа, да будь это хоть из USAID, хоть с Марса. Это абсолютно тенденциозное политически ангажированное заявление. Заявление является абсолютно ложным и используется в грязных политических целях», — сказал он.
Член «Национального движения» Леван Бежашвили назвал терминологию, упомянутую в документе, «диагнозом», и добавил:
«После оглашения этой терминологии уже идут конкретные имена, фамилии и список санкций, поэтому следует ожидать конкретных решений в ближайшее время», — сказал он.
Один из лидеров партии «Лело», депутат Ана Нацвилишвили заявила, что санкции и остальное — вопрос времени:
«Эта тема уже стоит на повестке дня. Когда именно, в какой форме и к какому кругу лиц будут применены санкции, вопрос времени».