«TI -Грузия» о коррупционных рисках в госзакупках Аджарского региона
11.08.2022 17:11
Неправительственная организация «Международная прозрачность — Грузия» 11 августа опубликовала доклад о государственных закупках, осуществленных правительством и муниципалитетами Аджарской Автономной Республики, в котором говорится, что «практика, связанная с субподрядными компаниями в тендерах организаций по госзакупкам неоднородна, порочна и содержит коррупционные риски».
В рамках исследования «Международная прозрачность — Грузия» изучила договора о госзакупках на 2020-2021 гг. 14 бюджетных учреждений, действующих в Аджарии, сумма закупок которых превысила 100 000 лари, в том числе, 4 министерства правительства региона, 5 муниципалитетов, 2 подведомственных учреждения (департаменты автомобильных дорог, туризма и курортов Аджарии), ЮЛПП Министерства финансов и экономики Аджарии (Батумский бульвар), ООО Аджарской Автономной Республики (Аджарская компания по управлению проектами), крупное муниципальное Н(Н)ЮЛ (Управление инфраструктуры и благоустройства города Батуми).
Выявленные вредные практики
В исследовании организация обращает внимание на неоднообразную практику публичных ведомств по установлению верхнего предела объема работ, выполняемых субподрядчиками, и говорит, что верхний предел (30%) устанавливается только Министерством образования.
Согласно исследованию, Министерство сельского хозяйства Аджарии имеет совершенно бессистемный подход, которое в ряде случаев разрешает поставщику нанимать субподрядчика (без указания верхнего предела объема работ), а в ряде случаев — считает наем субподрядчика недопустимым.
Согласно документу, лимит работ, которые должен выполнить субподрядчик, не устанавливается Управлением городской инфраструктуры и благоустройства Мэрии Батумского муниципалитета, и в этом случае победителями тендера в основном становятся компании-доноры Грузинской мечты, и они «фактически играют роль посредников между покупателем и субподрядчиками».
Например, в 10 случаях из 16 договоров, заключенных управлением, более 90% работ выполняются не победившими в тендерах, а компаниями-субподрядчиками.
«Получается, что компании-победители в тендере продают только свой опыт и получают за эту услугу от 10% до 15% от оговоренной в тендере суммы, а работы выполняет менее опытная компания», — говорится в докладе.
Кроме того, по данным «Международной прозрачности — Грузия», контракты, оформленные компаниями-поставщиками с субподрядчиками, не были размещены на сайте Агентства по госзакупкам ни одним публичным ведомством. «Правда, законодательство этого не требует, но это важный фактор для прозрачности процесса».
По заявлению организации, кроме трех публичных ведомств (Управление инфраструктуры и благоустройства города Батуми, Управление автомобильных дорог Аджарии, Батумский бульвар), другие ведомства не предоставили договоры, заключенные с субподрядчиками, и пояснили, что «этих договоров у них нет».
Положительные тенденции
Организация положительно оценивает, что почти все ведомства запрашивают у поставщика услуг, предусмотренного в тендере, соглашение на привлечение субподрядчика. Единственным исключением является Н(Н)ЮЛ Управление городской инфраструктуры и благоустройства муниципалитета Батуми, которое запрашивает в виде справки информацию о найме субподрядчика не менее чем за 5 дней до начала работ.
Согласно исследованию, Служба аудита выявила всего два случая, когда компании-победители в двух тендерах, объявленных Министерством финансов и экономики Аджарии, подписывали контракты с субподрядчиками, не информируя об этом министерство.
В то же время Департамент автомобильных дорог Аджарии оштрафовал несколько компаний-поставщиков за то, что они не заключили соглашения с субподрядчиками.
Рекомендации
«Международная прозрачность — Грузия» считает, что:
Организации, занимающиеся закупками, должны перестать руководствоваться собственными инициативами и практиками и должны установить единый стандарт; Министерства и муниципалитеты должны запрашивать подписание контрактов с субподрядчиками; Бюджетные организации не должны посчитать генподрядчикам выполнение условий тендера по той работе, которую «практически» выполнил субподрядчик.