TI: Около 3200 акционеров грузинских компаний зарегистрированы в офшоре
08.12.2021 14:31
По данным Transparency International Georgia, недавно просочившиеся секретные финансовые документы подтверждают, что официальные лица используют анонимную корпоративную собственность для обхода ограничений на свою предпринимательскую деятельность.
По данным организации, анонимное владение компаниями также часто используется богатейшими в мире людьми с целью уклонения от уплаты налогов, отмывания денег или заключения секретных сделок, и эта проблема также актуальна в Грузии. По мнению организации, в результате часто неизвестно кто в конце концов становится получателем финансовых государственных ресурсов и сервисов.
По данным организации, ряд важных компаний, работающих в Грузии являются собственностью компаний разрегистрированных в т.н.офшорной зоне, после чего след компании собственника теряется по причине анонимности.
По данным TI, эти компании получают госконтракты, важные лицензии и разрешения, участвуют в госпрограммах, пользуются государственными льготами, при этом совершенно неизвестно кто за ними стоит.
«В Коммерческом реестре Грузии зарегистрировано около 3200 компаний, все или часть которых принадлежат офшорной компании. Зарегистрированным оффшорным компаниям принадлежат Tbilisi Energy, Beeline, Ideas Borjomi, ChiaturМanganum Georgia, Rustavi Steel, Silk Road Group Holding, Батумский международный контейнерный терминал, Автомобильный рынок Рустави, Потийский зерновой терминал и около 160 других крупных и средних предприятий», — указано в заявлении организации.
TI утверждает, что посредством анонимного владения компаниями в Грузии проводятся операции c крупными суммами денег. Например, согласно официальной статистике, в 2011-2020 годах в Грузию из оффшорных зон поступило до 5,2 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, что составляет 38% от общего объема иностранных инвестиций за этот период.
Интересно, что согласно данным организации, 13 сентября 2019 года тогдашний министр финансов Грузии Иване Мачавариани, комментируя прямые иностранные инвестиции, заявил: «По разным оценкам, на протяжении истории Грузии иностранные инвестиции поступали каждый год, 60-70% из них на самом деле, по своей природе грузинские, местные инвестиции, взятые отсюда и поступившие из разных стран или из офшоров».
Согласно TI, учитывая это заявление, возникает законный вопрос о том, используется ли анонимное владение компанией для сокрытия происхождения денег, а затем не используется ли для различных коррупционных целей, или возможно ли то, что деньги неизвестного происхождения проникают в политику.
В то же время, по мнению организации, нездоровое пересечение бизнеса и общественных интересов также является серьезной проблемой в Грузии, что проявляется в секретных деловых операциях и создает благоприятные условия для высокого уровня коррупции:
«Ярким примером этого является Бидзина Иванишвили, влияние которого на большую часть правительства и государственных учреждений страны, несмотря на формальный уход из политики, следует рассматривать как захват государства. Государства, в котором государственные учреждения подотчетны не стране и не ее гражданам, а служат частным интересам лиц стоящим за пределами [системы]», — говорится в заявлении.
TI отмечает, что, как и другие богатейшие люди мира, Бидзина Иванишвили активно использует анонимное владение в офшорных компаниях для управления своими активами и реализации своих деловых интересов.
По данным организации, финансовые документы, опубликованные в разное время, показывают, что он является бенефициарным владельцем как минимум 20 оффшорных компаний. По данным TI, в настоящее время только в Грузии 12-ть из этих 20-ть офшорных компаний принадлежат 26-ти компаниям, которые, в свою очередь, принадлежат другим компаниям:
«В результате 12 офшорных компаний Бидзины Иванишвили прямо или косвенно владеют 70 компаниями в Грузии. Примечательно, что 31 директор из этих 70 компаний пожертвовал «Грузинской мечте» в общей сложности сумму в 2,972,572 лари в 2012-2021 годах.
Спрашивается: в чем тут проблема? Проблема в том, что решения и транзакции, совершаемые на условиях анонимного владения, могут нанести стране большой экономический или политический ущерб.
Например, документы Pandora, опубликованные в 2021 году, подтвердили, что Бидзина Иванишвили имеет личный деловой интерес в развитии порта Поти, который является конкурентом Порта Анаклия.
Учитывая влияние, которое Бидзина Иванишвили оказывает на правительство Грузии, и тот факт, что проект Анаклия был остановлен правительством, закономерный вопрос заключается в том, был ли остановлен важный геополитический для страны проект в интересах отдельных лиц.
Вот почему важно, чтобы эти интересы были публичными и открытыми, чтобы избежать неформального влияния на правительство и определенные общественные учреждения», — заявили в организации.
Авторы заявления отмечают, что грузинские чиновники обязаны ежегодно заполнять декларации о собственности, в которых они должны раскрывать свои имущественные и деловые интересы. Однако, по мнению организации, существующая система декларирования не обеспечивает раскрытие анонимного владения компаниями, поэтому только от личной добросовестности должностного лица зависит, будут ли в декларации указаны компании, которыми он анонимно владеет или управляет:
«Например, о связи Бидзины Иванишвили с 20 офшорами стало известно случайно в результате раскрытия секретных финансовых документов. Когда у него была возможность и обязанность официально заявить об этих компаниях в 2013 году в декларации, поданной в период его пребывания на посту премьер-министра, он этого не сделал.
Таким образом, никто бы не знал публично о бизнес-интересах Бидзины Иванишвили, если бы не просочившиеся документы. Это прямо демонстрирует, что в отсутствие информации о собственности должностные лица или другие влиятельные люди могут иметь потенциально проблемные скрытые деловые интересы», — говорится в заявлении организации.
В организации говорят, что для решения проблемы неправомерного использования анонимной собственности в мире сформировался консенсус о том, что необходима полная прозрачность корпоративной собственности, лучший механизм которой — создание реестра бенефициарных владельцев. При его наличии у следственных органов есть возможность проще выследить виновного и изъять украденные деньги:
«Местные неправительственные организации уже много лет требуют создания реестра бенефициарных собственников в Грузии. Страна также получила рекомендацию от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о создании реестра, которая не была реализована. Директива ЕС по борьбе с отмыванием денег также обязует создать реестр. Введение этого обязательства также рассматривается Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), в которую входит Грузия», — заявили в организации.
TI отмечает, что на Лондонском антикоррупционном саммите 2016 года правительство Грузии заявило, что рассматривает возможность создания реестра бенефициарных владельцев, хотя с тех пор никаких эффективных шагов предпринято не было.
По заявлению организации, цель создания реестра бенефициарных владельцев — положить конец анонимному владению компаниями. Его введение должно стать частью реформы, направленной на расширение доступа к информации об акционерных обществах, поскольку сейчас практически невозможно определить, кто управляет акционерным обществом, зарегистрированным в Грузии.