DRI усматривает политический мотив в деле троих арестованных по делу Саакашвили
08.10.2021 17:35
Институт изучения демократии (DRI), усматривает политический мотив в деле троих арестованных по делу бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили.
Задержанные Элгуджа Цомая, Зураб и Шалва Цоцория находятся под следствием по статье 375 (часть 2) Уголовного кодекса, которая касается «непредумышленного сокрытия тяжкого преступления» и карается лишением свободы на срок от 1 до 4 лет.
Согласно заявлению DRI, выбранная прокуратурой статья и ее интерпретация вызывают озабоченность, особенно в контексте продолжающегося расследования дел, по которым Саакашвили уже был осужден.
Согласно системной интерпретации нормы, указанной в статье 375 УК Грузии «непредумышленное сокрытие тяжкого преступления», глава 43-й УК Грузии «Действия направленные против своевременного пресечения и раскрытия преступления» означает своевременное пресечение преступления и действия направленные против раскрытия преступления.
Все преступления в этой главе относятся только к стадии расследования.
«Эта статья не применяется к завешенным расследованиям, на стадии вынесения судом решения и на этапе осуждения лица», — говорится в заявлении DRI.
Аргумент прокуратуры опирается на решение Верховного суда Грузии от 12 ноября 2008 г., в котором указано, что «сокрытие преступления» определяется следующим образом:
Под сокрытием преступления подразумевается также сокрытие оружия и средств совершения преступления, следов преступления и предметов, полученных в результате преступления».
Однако Институт изучения демократии отмечает, что приговор касался случая сокрытия по незавершенному делу. Соответственно, по мнению DRI, объяснение обвинение по статье 375 Уголовного кодекса не отвечает принципу уголовного права.
Состав преступления, которое вменяется в вину трем задержанным по делу Саакашвили — сокрытие преступления — Уголовный кодекс Грузии не признает.
«Согласно принципу законности, все действия, которые государство считает преступлением, должны подпадать под действие Уголовного кодекса», — говорится в сообщении DRI.
Организация ссылается на положение Конституции Грузии, согласно которому «никто не несет ответственности за деяние, которое на момент его совершения не считалось правонарушением».
В то же время, согласно заявлению DRI, трактовка уголовного закона, противоречащая ее буквальному значению, противоречит принципу раздела полномочий властных структур, поскольку суд, таким образом, изменяет уголовную норму, а этим правом обладает только Парламент Грузии.
В DRI также заявили, что, следовательно, объяснение прокуратуры о том, что «статью Уголовного кодекса не следует толковать «слово в слово», а статью следует толковать прицельно», это полное игнорирование принципов закона.
«Следовательно, есть основания предполагать, что как выдвижение обвинения так и решение о вынесении судом самого сурового наказания в отношении троих участников дела — предварительного заключения, имеют целью наказать людей за их политические взгляды», — говорится в заявлении организации.