Демаркация границы с Россией — что это значит для Грузии
05.01.2021 14:59
Вопрос установления государственной границы с Россией обострился после того, как президент России Владимир Путин назначил своего спецпредставителя по демаркации-делимитации границы с Грузией и де-факто Абхазией и Южной Осетией Михаила Петракова.
Государственная граница Грузии согласована только с Турецкой Республикой. Три других соседа, наряду с Грузией, являются бывшими советскими республиками. Процесс демаркации-делимитации их границ начался во второй половине 1990-х годов и продолжается по сей день.
Издание Netgazeti попыталось выяснить позицию грузинской стороны относительно решений президента России касательно процесса демаркации границ совместно Сухуми и Цхинвали. Будет ли Грузия участвовать в этом процессе, если он не будет согласован с официальным Тбилиси. И какие угрозы и вызовы может повлечь этот процесс?
Позиция официального Тбилиси
2 января Президент Российской Федерации подписал постановление о назначении своего специального представителя по вопросам демаркации и делимитации государственных границ со странами СНГ Михаила Петракова. Петраков заменил Игоря Братчикова.
Как подчеркивается в документе, Петраков должен будет подписать соглашение о границе с Грузией, де-факто Абхазией и Южной Осетией.
Согласно официальной позиции Тбилиси, не произойдет деоккупация Грузии невозможно говорить о процессе демилитаризации-демаркации границ с Россией.
«Естественно, вопрос делимитации-демаркации государственных границ между Российской Федерацией и Грузией не может стоять в повестке дня до тех пор, пока Россией оккупированы Абхазия и Цхинвальский регион, пока не произойдет деоккупация этих территорий и не будет полностью выполнено соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 года», — заявил МИД Грузии.
Официальный Тбилиси называет любое соглашение между РФ и Цхинвали и Сухуми незаконным. «Нет правовой основы для границы, это незаконно, и международное сообщество расценит это как еще одну попытку пересечения границ суверенного государства», — сказала Мариам Нарчемашвили, руководитель отдела по связям с общественностью Министерства иностранных дел.
Netgazeti связалась с Зурабом Абашидзе, спецпредставителем премьер-министра Грузии по переговорам с Россией, чтобы узнать больше о позиции грузинской стороны.
Стоит ли Грузии вести переговоры с Россией?
По словам бывшего министра обороны Грузии Тины Хидашели, граница с Россией, как и со всеми другими соседями, является предметом переговоров.
«Соглашение необходимо, если мы хотим чего-то достичь, но очень важно, с кем мы говорим и о чем говорим. Если существует комиссия, ведущая переговоры о грузино-азербайджанской границе с Россией, с этим нет никаких проблем, снова и снова с оговоркой, что она не должна иметь связей с де-факто Абхазией и Южной Осетией», — сказала Netgazeti Тина Хидашели.
На вопрос, если Россия не учитывает участки приграничных регионов Абхазии, Джавы и Они [де-факто Южная Осетия] в процессе делимитации/демаркации с Грузией, должна ли Грузия участвовать в этом процессе, Тина Хидашели отвечает, что она все же должна быть вовлечена в процесс, однако, «Тбилиси должен четко заявить о том, что граница Грузии начинается от Псоу».
«Мы знаем границу. В этом случае не имеет значения, контролируем мы это или нет. Мы вступили в ООН в пределах границ, которые были при Советском Союзе. Граница с Грузией проходит через Псоу, а не через Ингури. Предложения Москвы не определяют нашу повестку дня. Напротив, очень важно иметь такой процесс, когда Грузия начнет разговор с Псоу, а не о не с Рачи. Когда вы говорите, что я не сяду (на стол переговоров), это слабость, но повторю еще раз, все разговоры должны начинаться с Псоу», — сказала Тина Хидашели.
По словам бывшего государственного министра по примирению и гражданскому равенству Пааты Закареишвили, Грузия не должна участвовать в процессе демилитаризации и демаркации, если не рассматривается весь участок ее границы, включая де-факто Абхазию и Южную Осетию.
«Россия — агрессивное государство. Он незаконно признает территорию Грузии независимым государством. До тех пор, пока Россия не отзовет эти признания, абсурдно говорить с ней на эту тему», — сказал Паата Закареишвили.
Россия признает Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств. Соответственно, она признает их границы и рассматривает процесс демаркации границы в двустороннем контексте в рамках соглашения, не включающего позицию Тбилиси.
Фактическая аннексия Абхазии — чего хочет Россия и какие рычаги у Грузии
Вопрос о передаче России более 160 квадратных километров территории, контролируемой де-факто властями Абхазии, был поднят в 2011 году в ходе подготовки к сочинской Олимпиаде.
В 2011 году Россия потребовала передачи села Аибга в Гагрском районе и близлежащих территорий. Де-факто руководство Абхазии выступило против.
Село Аибга находится на границе Грузии и России и разделено на две части рекой Псоу. «Россия давно пытается заполучить это село. Вот о чем идет постоянная полемика. Эта деревня является стратегическим местом, где есть все коммуникации, включая дорогу и электричество. Это село имело особое значение во время Олимпийских игр, в том числе с точки зрения разведки и безопасности», — сказал Паата Закареишвили.
«Во время Олимпиады абхазы защищались, предъявляя карты советской социалистической Грузии, доказывая, что село находится на грузинской стороне. Этот спор продолжается до сих пор. 12 ноября, когда Путин и Бжания встретились, они об этом тоже говорили.
Похоже, что задача России — заполучить это село и получить дополнительные территории. Теперь главное, как это воспримут в Сухуми. Абхазия сейчас находится в экономическом кризисе, и Россия, возможно, шантажирует их, говоря, что они больше не могут получать средства, которые получают сейчас, если только они не станут более уступчивыми [теперь де-факто Абхазия получает почти половину своих доходов бюджета за счет федеральных трансфертов из Российской Федерации]», — сказал бывший государственный министр по вопросам примирения.
На вопрос, существует ли опасность реальной аннексии, Паата Закареишвили ответил, что «если Россия получит эти территории, это будет очевидная аннексия».
«Любые действия России в этом направлении незаконны. Как незаконна оккупация, так и незаконна аннексия Крыма. Конечно, мы должны обращать внимание на то, что говорит Россия, но по международному праву это было бы незаконно. Если эти территории не будут переданы России по соглашению с Грузией, то, конечно, это будет незаконно», — сказал он.
На вопрос Netgazeti, какие рычаги давления есть у официального Тбилиси, чтобы повлиять на действия России, Закареишвили сказал, что Грузия может протестовать это решение на международном уровне. «На самом деле Тбилиси бессилен, но если об этом постоянно упоминать и международное право это не признает, то рано или поздно России придется договариваться с Грузией по этому поводу. Этот спорный вопрос будет постоянно подниматься. Будем надеяться, что когда закончится оккупация и будет восстановлена территориальная целостность Грузии, Грузия заговорит об этом. Но до тех пор, пока Тбилиси не восстановит свою юрисдикцию над Абхазией и конфликт не будет урегулирован путем примирения с Абхазией, Грузия будет постоянно говорить о незаконной оккупации территорий Россией», — сказал Паата Закареишвили.