Москва начинает «подгонять законы» под интересы ЧВК
30.09.2021 14:32
Сергей Михеев
Интересы Кремля простираются далеко за его пределами, это не новость и не является секретом. В последнее время Москва активизировала свои действия по направлению освоения Африки и прибегает к разным методам достижения цели. Помимо дипломатических, экономических и иных официальных или полуофициальных средств продвижения своих интересов, в арсенале Кремля появился метод использования наёмников, которые, как бы в обход официальной Москвы, «по своей воле» размещаются в разных странах.
Наемники из России уже находятся в Ливии, Судане и ЦАР, а на очереди Мали, благо тяжёлая и нестабильная политическая обстановка в стране этому способствует, где только за последний год произошли два военных переворота, и грех этой ситуацией не воспользоваться.
Мали - бывшая французская колония, одно из самых бедных государств Африки, но территория страны одна из крупнейших на континенте.
После обретения независимости в 1960 году, страна 23 года управлялась военными. Первые выборы прошли в 1992 году. В Мали постоянно происходят перевороты, постоянно идёт гражданское противостояние, в связи с чем, при президенте Ибрагиме Кейта, правившем в 2013-2020 годы, было принято решение о вводе международного контингента. 18 августа 2020 года, в результате очередного военного переворота, он был свергнут, временным президентом стал бывший министр обороны Ба Ндау. Но и он правил недолго - 24 мая 2021 года новый военный переворот лишил его власти, и новым временным президентом стал полковник Ассими Гоита.
После последнего переворота Франция заявила о сворачивании военной помощи Мали и начале постепенного вывода своего воинского контингента. Воспользовавшись ситуацией Москва предложила Мали свои услуги и полковник Гоита решил их принять.
На этом этапе Кремль официально не присутствует в Мали, но его представляет ЧВК «Вагнера». О присутствии частной военной компании в Мали 26 сентября заявил премьер-министр Мали Шогель Кокалла Майга. По его словам, его страна чувствует себя покинутой Францией, поэтому ее руководство ищет другую военную помощь и обратилось к российской частной военной компании.
Оправдывая свою политику, глава российского МИД Сергей Лавров заявил: «Они (власти Мали- ред.) обратились к частной военной компании из России в связи с тем, что, как я понимаю, Франция хочет существенно сократить свой воинский контингент, который там находился и должен был, как все понимали, бороться с террористами...». По информации Би-би-си – «…боевики ЧВК приступили к работе в Мали еще в августе, а Франс пресс утверждает, что люди «группы Вагнера» находятся в Мали, с конца 2019 года, когда небольшая группа бойцов была замечена в столице страны Бамако сразу после того, как бывший президент Ибрагим Бубакар Кейта подписал соглашение о военном сотрудничестве с Россией».
Ссылаясь на свои источники Би-би-си сообщает, что на базе ЧВК «Вагнера» в краснодарском Молькино начался набор наемников для миссии в Мали. Помимо военных специалистов набирают переводчиков с французского, санитарных инструкторов, хирургов, терапевтов, врачей общей направленности, инженеров, поваров, водителей. Первые сообщения о наборе наемников в Африку стали появляться как раз в день визита министра обороны Мали в Москву.
Параллельно с переброской бойцов ЧВК «Вагнера» в Мали, идет и идеологическая работа по поддержке проводимой операции. Один из идеологов Кремля Александр Дугин заявляет: «В Мали на митингах можно увидеть даже флаги России. Народ требует, чтобы новое руководство поскорее обратилось к нашей стране. В многополярном мире у России появляется шанс прийти в Африку с совершенно новой миссией. Россия не имеет колониальной истории в Африке. И традиционные связи с африканскими странами и антиколониальными движениями у Москвы имеют долгую и в целом положительную историю. Самое время России прийти в Мали».
Сергей Лавров, выступая в субботу25 сентября в ООН, заявил, что «…частная российская военная компания действует в Мали на законной основе…», а российские власти не имеют к этому никакого отношения. Однако, работа ЧВК в России законодательно не урегулирована, а деятельность их бойцов подпадает под статью уголовного кодекса «Наемничество».
Для недальновидных напомним статью УК РФ 359 «Наемничество»: 1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
И для справки: «Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей».
Ранее представители власти вообще отрицали существование ЧВК – «Частных военных компаний у нас по законодательству не существует. Все говорят о некой ЧВК некоего «Вагнера», но дело в том, что у нас в законодательстве нет такого положения», - утверждал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Тот же Песков сегодня заявляет: «Действительно в законодательстве у нас нет никаких положений, которые бы регулировали эту деятельность. С другой стороны, есть целый ряд компаний, которые оказывают разного рода консультационные и охранные услуги, в том числе за пределами нашей страны. В этом нет ничего противоречащего нашему законодательству». При этом он допускает, что если противоречия все же будут выявлены, то может потребоваться совершенствование законодательства.
На простом языке это означает, что изменят закон и «подгонят» его под ЧВК. В принципе дело несложное, если учесть, как справились (а точнее - расправились) с Конституцией страны, «подогнав» его под одного человека. После такого, какой-то закон изменить – дело пустячное.
Про российские интересы в Мали раньше не упоминалось, но времена меняются и переброска российских наемников в Мали, скорее всего, ставит целью укрепление в регионе влияния Кремля, стремящегося к восстановлению своего «глобального престижа» на всем континенте. За это «восстановление» понесем многомиллиардные убытки, которые, естественно, будут покрываться из наших карманов.
Наверное, хочется верить, есть и другие высокие цели, но ясно одно – мы опять втягиваемся в очередную авантюру далеко от своих границ, ставя под угрозу жизни наших ребят и репутацию нашей страны, которая и без этого изрядно подмочена.