Масштабные реабилитационные работы на самой крупной гидроэлектростанции Кавказа — Ингури ГЭС — идут с опережением графика, и станция возобновит работу уже в конце апреля 2021 года. Ее производительность вырастет на 10-15%, говорит председатель совета директоров Ингур/и ГЭС Леван Мебония.
Ингури ГЭС была запущена в 1978 году. Она расположена непосредственно в зоне грузино-абхазского конфликта и управляется с обеих сторон конфликта: водохранилище, плотина и часть деривационного тоннеля находятся на грузинской стороне, а другая часть тоннеля, здание ГЭС и четыре перепадные ГЭС – на абхазской. Это единственный совместный грузино-абхазский проект — стороны совместно управляют ГЭС и делят электричество, которое она производит, что делает необходимым сотрудничество и регулярные контакты.
Высота ГЭС — 271,5 метра, длина 800 метров. Это одна из крупнейших арочных бетонных плотин в мире.
40% генерации уходит в Абхазию, которая почти полностью обеспечивается электроэнергией от этой ГЭС. Станция полностью остановлена с января 2021 года, во время простоя республика питается электроэнергией, поставляемой из России. Однако эти поставки намного дороже, и реабилитация Ингур/и ГЭС значительно усугубила энергокризис в Абхазии.
«Сейчас завершается реконструкция водозаборного тоннеля, это было невозможно сделать без остановки ГЭС. Остальной реабилитационный процесс продлится до конца 2021 года, но эти работы возможно вести параллельно с работой станции», — говорит Мебония.
Суммарно речь идет о трехкилометровом участке деривационного тоннеля, который находился в крайне аварийном состоянии — потери воды составляли примерно 40-45%. Вся протяженность тоннеля диаметром в 9,5 метров составляет 15,5 км.
Параллельно ремонтные работы ведутся во вспомогательной штольне тоннеля. «Это один из входов в тоннель, идет работа по его цементированию и укреплению. Протяженность этой штольни 700 метров. Она не была полностью сделана в свое время при завершении строительства станции и со временем, под действием температур, ветра и влаги начала разрушаться. Сейчас мы ее полностью зацементировали, и на следующие 50 лет можно про нее забыть», – сказал Леван Мебония.