Читателям хорошо известно, что в общественно-политической, экономической и спортивной жизни Израиля большую роль играют выходцы из бывших республик СССР, в том числе и из Грузии. Евреи живут в Грузии более 26 веков, всем известно, что в нашей стране всегда было не просто толерантное, а уважительное, дружеское отношение к евреям-это имеет свои исторические и человеческие корни. Земля и народ Грузии не просто приютили евреев, но приняли их сердечно, делясь с ним всеми благами жизни, помогая им в трудные периоды жизни. В Грузии в то же время всегда с пониманием относились к желанию евреев вернуться на историческую Родину. Не удивительно, что именно группа грузинских евреев в конце 1960-х -начале 1970-х годов оказалась движущей силой рискованного для того времени в СССР общественного движения за право свободно переехать в Израиль. 18 авторитетных и влиятельных грузинских евреев подписали письмо, которое они в 1969 году отправили в ООН, в комитет по правам человека.Это письмо было отправлено в обход почты: интернета тогда не было, а по обычной почте письмо дальше Москвы не пошло- соответствующие органы СССР не позволяли такое, поэтому письмо грузинские евреи отправили в ООН через посольство Нидерландов в Москве.
Автор этих строк хорошо помнит эту историю и два года назад писал о том , что об этом письме 18 грузинских евреев в ООН в 1969-1970 годах сообщали западные радиостанции, об этом тогда публично заявила в Кнессете Израиля тогдашний премьер-министр Голда Меир (она занимала этот пост с марта 1969 до апреля 1974 года), которая впоследствии оказывала большое внимание грузинским евреям, получившим право перебраться в Израиль. Но обо всем по порядку.В 1969 году 18 грузинских евреев написали письмо в ООН, а в 1971 году они же организовали у Центрального телеграфа в Москве неслыханную для того времени акцию-голодовку, требуя разрешения на свободную эмиграцию в Израиль. Одним из тех, кто был организатором этой акции в Москве, был Рафиель Баташвили, а лидером и идеологом этого движения был уроженец Кутаиси Шабтай Элашвили. Эта голодовка в Москве продолжалась трое суток, она вызвала большой резонанс на Западе, этим вопросом заинтересовался ООН, участников акции заверили, что просьба на репатриацию будет удовлетворена. Участников акции вернули в Грузию,многим из них быстро разрешили уехать в Израиль-ведь это дело находилось в центре внимания ООН. Потом поэтапно разрешили уехать и другим-это был первый поток репатриантов. Старожилы помнят, как в городах Грузии местные жители плакали, когда провожали местных евреев в Израиль:ведь нигде в мире не было такой дружбы между местными жителями и евреями, как это исторически было в нашей древней стране.
До конца 1980-х годов большинство грузинских евреев продолжало жить в Грузии и не собиралось уезжать навсегда в Израиль, хотя нередко навещали уехавших туда своих родственников. Основная часть грузинских евреев уехала в Израиль в период с 1992 по 1995 годы, в условиях резкого ухудшения в Грузии экономической, политической и криминогенной ситуации. Одной из них была уроженка Пицунды Марина Хахвиашвили, которая в июле 1993 года вместе с семьей покинула Сухуми и перебралась в Израиль . Я знал о ней из сообщений СМИ еще с середины 1980-х годов, когда она успешно занималась фехтованием и добивалась немалых успехов. В последние годы я часто видел ее публикации в социальных сетях, ее активность во время общественных, культурных и спортивных мероприятий в Израиле с участием делегаций из Грузии.
Лично познакомиться с ней довелось в марте 2018 года в Нетания, куда я приехал вместе с ватерпольной сборной Грузии на второй матч плей-офф отборочного турнира ЧЕ у Израиля(в Тбилиси Грузия победила 12:1, а в Нетания вновь выиграли наши ватерполисты, но с трудом- 11:10). Тогда в спорткомплексе Wingate institute, где проходил второй матч, собралось около 1,5 тысяч зрителей-жителей Израиля, среди них около ста человек были проживающие в Израиле грузинские евреи: в их числе были Марина Хахвиашвили, Роберт Аджиашвили (уроженец Тбилиси, многократный чемпион Грузии по настольному теннису, а в последние годы представитель Союза писателей Грузии в Израиле по вопросам культуры, президент действующей в Израиле организации грузинских евреев "Гулта кавшири"), бывший футболист сухумского "Динамо" и юношеской сборной Грузии Заур Ефремашвили (он живет в Израиле с 1973 года) и другие, а также Медея Ахалкаци- дочь бывшего тренера тбилисского "Динамо" и экс-президента Федерации футбола Грузии Нодара Ахалкаци (1938-1998).
С тех пор я более активно наблюдал за активностью Марины Хахвиашвили в общественно-политической, культурной и спортивной сфере. Несколько раз я пытался ее уговорить подробнее рассказать о своей спортивной биографии, а затем и об общественной активности, но получал присущий Марине теплый,но убедительный ответ:"Тенго, я имела успехи в спорте, но из-за травмы рано прекратила карьеру, поэтому не стоит об этом сейчас говорить, может быть,когда -нибудь наступит такой час, когда расскажу об этом и еще более интересном этапе моей жизни".
Совсем недавно из сообщений СМИ я узнал, что Марина баллотируется в Кнессет Израиле по партийным спискам партии "а-Хазон" . Этот факт меня очень заинтересовал и эта тема стала одной из вопросов интервью.
- Марина, прежде чем перейти к политическим вопросам и к теме предстоящих 2 марта выборов в Кнессет, прошу рассказать о вашей жизни в Пицунде, Гагра и Сухуми?- Я родилась 6 октября 1969 года в чудесном и живописном курорте Пицунда. Мой отец был художником, моя мама по образованию была журналисткой, но работала в системе Интуриста. Я с детства увлекалась фехтованием, специалистам и поклонникам этого аристократического вида спорта хорошо известно, что в городе Гагра была знаменитая на всю Грузию и весь бывший СССР школа фехтования во главе с легендарным тренером Розой Родионовной Джологуа, воспитавшая тысячи и тысячи спортсменов.
Я в пятом классе стала заниматься фехтованием, становилась чемпионом и призером детских местных, республиканских и всесоюзных турниров, в 14 лет получила звание "Кандидат в мастера спорта СССР". Тогда это считалось большим успехом , но недолго пришлось мне наслаждаться :в 15-летнем возрасте перед очередным всесоюзным турниром я почувствовала острые боли в области ног. Но это я скрывала от тренеров-так хотелось попасть на турнир и стать победителем (смеется). Но тренеры в Гагра заметили, что у меня проблемы с быстрым передвижением и повезли меня в Сочи на проверку. Врачи сказали, что у меня предменисковое состояние и запретили мне тренировки.
Мне было очень больно из-за того, что пришлось бросить фехтование. Я уехала в Сухуми и поступила в художественное училище, после завершения которой начала работать в торгово-промышленной палате. Потом вышла замуж, а в августе 1992 года началась война, которая продолжалась до конца сентября 1993 года. Я вместе с мужем находилась в Сухуми, а мама -в Пицунде. В июле 1993 года наша семья переехала в Израиль.
- Период адаптации был, наверно, сложным?- В Израиле у нас было немало знакомых, мы также очень старались быстро освоиться: я работала в сфере образования, руководила образовательными проектами, много лет работала с новыми репатриантами из бывших республик СССР, в том числе и из Грузии. Это очень ответственная, интересная и сложная работа. У меня появилось много новых знакомых, друзей. У меня двое сыновей-старшему 24, младшему-18 лет. Когда есть время и возможность, мы всегда посещаем в Израиле те общественные и культурно-спортивные мероприятия, в которых участвуют представители Грузии. Нечасто, но когда есть возможность, приезжаем и в Грузию.
- А как вы оказались в политике, как вы попали в первую десятку списка партии "а-Хазон"?- Меня многие спрашивают - зачем я пошла в политику? Очень многие не понимают, зная меня... У меня есть ответ. После вторых неудачных для Израиля выборов в Кнессет мой старший сын спросил меня - мама, а ты понимаешь, что из этой страны возможно нужно будет уезжать??
Я приехала в Израиль в 23, он мне задал вопрос в свои 24. Я честно сказала, что я уже никуда не уеду, но если мои дети решат - препятствовать не буду. И он ответил,понимаю ли я, что своим ответом я закрываю им дорогу, потому, что они не смогут уехать и оставить меня... И я поняла, что в таком положении многие родители, и многие наши дети... Я не хочу, что бы мои сыновья уезжали! Я буду рада, если они захотят поехать, и посмотреть мир, но они должны знать, что у них есть их страна. Сегодня, мой совершенно аполитичный сын сказал мне, что он очень рад, что он меня любит и верит, что даже если мы хоть чуть-чуть что-то изменим - это уже будет много!
- Что представляет из себя ваша партия,каковы цели и шансы партии?- В нашей партии кроме меня еще 4 выходцев из Грузии. "а-Хазон" - видение, цель, образ, мечта – так можно перевести с иврита название нашей партии-это праволиберальная партия. Основатель и лидер нашей партии Цион Алон – уроженец Тбилиси ( его родители до сих пор живут в Грузии). Некоторые нашу партию даже называют грузинской. В десятке партийного списка " а-Хазон" для участия в выборах в Кнессет пятеро тесно связаны с Грузией:кроме меня и Циона и это Лия Крихели – известный общественный деятель в Израиле. У нас также в списке Ави Хен -ему было два года,когда родители привезли его в Израиль. Несмотря на это, он отлично говорит на грузинском языке. И у нас в списке также находится Авигдор Ярдени – это известный экономист.
«а -Хазон» – праволиберальная партия, выступающая за свободу человека и право еврейского народа построить национальный дом в своей стране, безопасный и процветающий для граждан, жителей и гостей. Партия считает важными обеспечение национальной и личной безопасности, реального мира со всеми народами мира, выступает за свободную и либеральную экономику, профессиональную армию, правовую реформу и возвращение гражданам чувства справедливости, за пенсионную реформу, систему ваучеров в школьном образовании и систему ваучеров для поощрения демобилизованных солдат, за изменение структуры правительства, за реформу в Израильском Земельном управлении и изменение политики в области строительства, за поощрение и поддержку абсорбции новых репатриантов и возобновление дискуссии о Законе о возвращении, за либеральные реформы в области экономики и налогообложения.
Наша партия, естественно, важное внимание уделяет и будет уделять необходимости расширения сотрудничества Израиля с Грузией в сферах политики, экономики, туризма, спорта, культуры и приданию этому процессу нового импульса.
Хочу вам сообщить, что две недели назад партия "а-Хазон", подала официальное ходатайство на имя Президента Грузии Саломе Зурабишвили с просьбой о помиловании гражданина Израиля Моше Бен-Давида, отбывающего срок заключения на территории Грузии. Мы очень рады, что грузинская сторона пошла навстречу, решен вопрос об его экстрадиции в Израиль по гуманитарным мотивам (его состояние здоровья тяжелое и он нуждается в лечении в Израиле)".
***
Автор этих строк не намерен делать какие-то оценки по-поводу внутриполитической ситуации в Израиле и какие-то прогнозы о возможном раскладе сил в Кнессете после выборов 2 марта, но полагает, что Марина Хахвиашвили и ее соратники по партии "а-Хазон" могут внести свой активный вклад в развитие Израиля и расширение сотрудничества с Грузией.
Тенгиз Пачкория