«Я выразил надежду, что Грузия завершит проект [глубоководного порта Анаклия]. Его реализация укрепит связи Грузии со свободной экономикой и не даст ей возможность находиться под российским и китайским экономическим влиянием», - заявил государственный секретарь Майк Помпео на встрече с предыдущим премьер-министром Грузии Мамукой Бахтадзе. Первый дипломат Америки с четким посланием призвал Тбилиси не останавливать проект порта.
Однако, несмотря на послание Вашингтона, на прошлой неделе правительство Грузии приостановило контракт с «Консорциумом развития Анаклии» на строительство порта, по оценке многих это означает фактический провал проекта и ставит под под сомнение его будущее. На вопрос, как этот шаг отразится на отношениях двух стран, бывший посол США в Украине Джон Хербст говорит, что это вызовет не только недовольство Вашингтона, но и негативно отразится на экономической среде Грузии.
«Вашингтон будет недоволен этим шагом. Это одностороннее решение и это действительно не способствует привлечению иностранных инвестиций в Грузию. Несмотря на то, что стало причиной такого шага, то, что он [Бидзина Иванишвили] красуется перед Россией или, просто хотят остановить проект, это посылает плохой месседж инвесторам и тем людям, которые хотят видеть в Грузии развитие и реальные экономические реформы», - говорит Джон Хербст, руководитель евразийских программ «Атлантического совета».
По словам Хербста, правительство США поставит этот вопрос перед грузинскими партнерами.
Оппоненты «Грузинской мечты» связывают решение властей, по одной из версий, с интересами России, а по второй версии - с их противостоянием с Мамукой Хазарадзе, соучредителем «Ти-Би-Си Холдинга» и бывшим руководителем «Консорциума развития Анаклии». Однако, правительство, говоря о причине приостановки контракта с консорциумом заявляет, что консорциум «доказал, что не сможет реализовать проект».
«Уже более двух лет, как несмотря на многочисленные отсрочки, консорциум не смог привлечь собственные инвестиции», - заявила министр регионального развития и инфраструктуры Грузии Майя Цкитишвили. А председатель парламента Арчил Талаквадзе отметил, что «экономический проект Анаклии будет доведен до конца».
В отличие от Цкитишвили, член «Грузинской мечты», председатель комитета по отраслевой экономике парламента Роман Какулия считает, что за решением стоит политика «предотвращения российской угрозы».
Если причиной решения является российский фактор, или внутриполитические расчеты, это делает вопрос «особенно проблематичным», - говорит Джонатан Кац из «Немецкого фонда Маршалла».
«Анаклия является критически важным проектом для экономики Грузии, торговли, безопасности и более глубокой интеграции с западными партнерами. Это приоритетный проект для партнеров Тбилиси, в том числе и для Соединенных Штатов, которые хотят способствовать прямым инвестициям и увеличить торговлю с Грузией. Особенно проблематичным будет, если решение относительно Анаклии было принято на основании давления Кремля или исходя из внутриполитических расчетов, поскольку Грузии необходимо укрепить экономическую устойчивость», - сказал он.
«Грузия имеет завидную позицию, чтобы стать фасилитатором торговли на континенте. Грузия должна попытаться избегать вредоносных действий, которые могут снизить интерес инвесторов и вызвать опасения по поводу злоупотребления властью», - сказал Кац.
Позицию Каца разделяют и другие обозреватели в Вашингтоне. Они говорят о региональном значении порта и заявляют, что порт Анаклия выгоден не только Грузии, но и странам Кавказа и Центральной Азии. Кроме того, по их словам, проект порта имеет геополитическое и стратегическое значение для Вашингтона. Заявление Помпео, по словам исследователя Фонда Карнеги Пола Стронски, указывает на важность проекта для администрации президента Дональда Трампа.
«Заявление Помпео указывает на то, что этот вопрос важен не только для Соединенных Штатов и американских инвесторов, вовлеченных в проект, но и для имиджа Грузии, как государства, стремящего интегрироваться в Евро-Атлантические структуры, реформатора, и безопасного для ведения бизнеса», - говорит Стронски. «Одно из направлений администрации Трампа - идти вразрез с геополитическими интересами России и Китая, и наличие этого порта с американскими инвесторами важно [для Вашингтона]», - сказал он.
По словам Стронского, за этим решением [властей Грузии] он в большей степени видит политическую мотивацию, чем российский фактор.
«Налицо политическая мотивация. Это вредит репутации Грузии, как безопасной страны для ведения бизнеса, ее имиджу, как места, откуда можно проводить региональные операции, показывает отсталость реформ за последние несколько лет и политизированную экономическую обстановку. Это нехорошо для Грузии», - заявляет он. «Этот шаг также создаст юридические проблемы Грузии. Американские инвесторы возьмут на заметку, что если что-то подобное может произойти с крупным проектом, то это будет означать, что более мелкие проекты могут подвергаться еще большей опасности», - заявил он «голосу Америки».
Во главе строительства первого глубоководного порта в Грузии стоял «Консорциум развития Анаклии». Реализация проекта встала перед вызовом после того, как прокуратура возбудила дело против соучредителя консорциума Мамуки Хазарадзе.
Руководитель консорциума Леван Ахвледиани в беседе с «Голосом Америки» заявляет, что ему сложно сказать, что конкретно стало основанием для приостановления их контракта.
«Мы не согласны с этим решением, это необоснованное решение. Есть много причин, почему [правительство Грузии] они это сделали. Хотя наш консорциум сделал абсолютно все, и мы продолжаем использовать все средства, имеющиеся в нашем распоряжении, чтобы спасти проект и достичь консенсуса с правительством. Тот путь, который выбрало правительство, с нашей точки зрения, конечно же не отвечает интересам проекта», - говорит он.
Общий объем инвестиций в порт Анаклия, по данным консорциума, составляет 2,5 миллиарда долларов. Цель консорциума - выйти на рынки Шелкового пути. В консорциум входят несколько компаний. Основным партнером проекта является «Ти-Би-Си Холдинг».
Ахвледиани надеется достичь компромисса с правительством. В противном случае консорциум планирует обратиться в Женевский арбитражный суд.
«Этот проект очень важен, у него нет аналога, и те шаги, которые предпринимает правительство, наносят вред не только проекту, но и инвестиционной среде страны». – говорит он.
Уильям Кортни, бывший посол США в Грузии, говорит о вызовах, стоящих перед проектом. Он говорит, что у консорциума и порта, помимо событий, развивающихся вокруг них, имеются и другие инфраструктурные, коммерческие и политические препятствия. По его словам, это грузооборот, железная дорога и конкуренция с портом Поти. Тем не менее, по словам Кортни, у порта Анаклия есть потенциал стать критически важным проектом для Грузии, Азербайджана и Центральной Азии.
«Будь то расширение порта Поти или строительство порта Анаклия, это очень хорошо для всего региона: начиная с границ Китая и заканчивая границей Грузии на Черном море. Это мог бы быть успешным проект с экономической и стратегической точек зрения. Однако, для этого требуется принятие серьезных решений, которые должны быть приняты для коммерческого успеха проекта, а не для политических целей», - говорит Уильям Кортни.
В ответ на критику Ахвледиани говорит, что консорциум изучил коммерческую сторону порта Анаклия.
«Мы частные инвесторы. Мы детально изучили проект с точки зрения выгоды, мы бы не вложили в этот проект 75 миллионов долларов, если бы он не был коммерчески выгодным. В этом проекте у нас нет политической заинтересованности», - говорит он.
Разговор о расторежнии контракта с «Консорциумом развития Анаклии» ведется уже давно. «Грузинская мечта» официально предприняла этот шаг после решения, принятого на прошлой неделе. Удастся ли правительству и консорциуму достичь соглашения по проекту, пока неизвестно.
Однако, в Вашингтоне, происходящие политические события вокруг порта Анаклия вызвали вопросы в отношении экономических свобод в Грузии.