11 ноября Председатель учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов направил письмо ректорам высших духовных учебных заведений Русской православной Церкви. В письме указано, что по поручению Патриарха России Кирилла ректоры этих заведений до студентов выпускных курсов должны довести информацию о том, что «…студенты в сане иерея при желании могут быть направлены в командировку сроком на три года для замещения вакантных должностей помощников командиров по работе с верующими военнослужащими (штатных военных священников) на российские военные базы за рубежом, дислоцированные в Абхазии, Южной Осетии, Киргизии и в гарнизоны Арктического региона. по окончании командировки они будут зачислены в штат Московской или Санкт-Петербургской епархии».
Комментируя данную информацию, независимый эксперт Гоча Гварамиа заявил, что «в самом письме ничего из вон выходящего нет. В российской армии уже много лет существует такая должность, заменившая замполитов советских времен. Интерес вызывает география наличия вакантных должностей, а также специфика работы самих т.н. священников». Со слов эксперта «в России, армия, спецслужбы и духовенство всегда были единой составляющей всей имперской политики, проводимой Кремлем по сегодняшний день… Религиозная тема всегда являлась отличным прикрытием как для политической элиты России, так и для ее спецслужб и военных. Кто заподозрит в неладном человека в рясе и крестом на шее. К примеру, в оккупированной Россией Абхазии кремлевские чиновники и представители московского патриархата давно проводят согласованную совместную политику».
Как заявил Гварамиа, если со стороны государственных структур процессами в Абхазии занимаются представители МИД, ФСБ, СФР, МО, а куратором всего является чиновник администрации президента РФ, то со стороны Московского патриархата такой структурой является Отдел внешних церковных связей. Со слов эксперта, по распространенным официальных данным Отдел внешних церковных связей свои действия, особенно в отношении оккупированных Россией территорий Грузии – Абхазии и Цхинвалського региона, полностью согласовывает с администрацией президента России. Более того, церковные представители в случае необходимости помогают кураторам Абхазии в Кремле в составлении разных идеологических документов.
«Знакомясь с задачами и обязанностями Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, с учетом даты его создания (1946 г.), можно смело сказать, что эта структура является вместе взятыми МИД, ФСБ, СФР. Если добавить еще и военных священников со своими специфическими обязанностями, то и ГРУ в придачу. По официальным информациям военные священники проходят специальные подготовительные курсы для общения с военными, в том числе по разведке, выработке навыков общения с местным населением с целью добычи нужной информации, а также обучаются рукопашному бою» - заявил Гварамиа.
По словам Гварамиа, РПЦ всю свою историю всегда была одним из главным составляющим российской политики.
«В продолжение политики Кремля в Абхазии, представители РПЦ уничтожают следы христианского наследия Грузии – переделали и перекрасили Драндский и Илорский храмы, уничтожили храм Баграта. Весь этот вандализм происходит с одной целью – уничтожить исторические доказательства того, что Абхазия всегда была неотъемлемой частью Грузии», - отметил Гварамиа.