В Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости в четверг, 12 июля, состоялся видеомост Тбилиси-Москва на тему «Грузины в Отечественной войне 1812 года».
Грузинский генералитет принимал активное участие в Отечественной войне 1812 года. Всем известно имя легендарного генерала – князя Петра Ивановича Багратиони, командовавшего 2-й армией и возглавлявшего левое крыло русской армии в Бородинском сражении. Но мало кто знает, что в той войне принимали участие 12, а по некоторым данным 13, генералов-грузин. В их числе – генерал-лейтенант Иван Давидович Панчулидзе, его брат генерал-майор Семен Давидович Панчулидзе, генерал-лейтенант Роман Иванович Багратиони, генерал-майор Антон Степанович Шаликашвили и другие.
«Когда мы говорим о грузинах в войне 1812 года, мне кажется, мы говорим о людях, которые в то время с грузинами ассоциировались только потому, что у них были грузинские фамилии. В общем, грузины, которые воевали и были на высоких командных постах, в своих донесениях, рапортах и письмах всегда подчеркивали, что пекутся о славе Отечества. Даже в письмах Багратиони часто повторяется «Отечество наше», - отметил доктор исторических наук, профессор Сухумского государственного университета Георгий Антелава (его отец, Ираклий Антелава, издал в 1980-е годы книгу «Грузины в Отечественной войне 1812 года»).
«В Отечественной войне 1812 года, как потом выяснилось благодаря сохранившимся в российских архивах документам, принимали участие 13 генералов-грузин и свыше 70 этнических грузин. Многие из них, об этом свидетельствуют дошедшие до нас документы, действительно проявили чудеса доблести, храбрости и тем самым внесли посильный и, может быть, даже неоценимый вклад во славу русского оружия», - сказал Антелава.
Как отметила сотрудник научно-просветительского отдела Государственной Третьяковской галереи Вера Донец, Петр Багратион является «живой иллюстрацией романтика, который всегда стоит между светом и тьмой, между жизнью и смертью».
«Для него, возможно, единственный приемлемый путь – умереть на поле брани, как это и случилось. На пике чувств совершаются чудеса доблести, настоящие подвиги. Грузины, участвовавшие в той войне, не просто командовали войсками, а совершали подвиги», - считает Донец.
«Мы сегодня вспоминаем тех героев, которые внесли большой вклад в историю России и в то же время оставались верными сынами Грузии, хотя в течение долгих лет были в силу разных причин отделены от своей исторической родины. Но этот высокий дух, это высокое сознание своей ответственности перед новой Родиной – Россией - объединяло этих людей, и они были верны государству, которому служили», - заявил доктор исторических наук, профессор, президент Сухумско-Абхазской Академии наук Отар Жордания.
Он отметил, что грузин в России в начале 19 века было мало – примерно 15-20 тысяч человек. Говоря о Багратиони, Жордания сказал, что он является славой русской армии и в то же время славой Грузии.
«Он был учеником Суворова, который обращался к нему с особыми ласковыми словами, настолько ласковыми, что на одном из приемов Багратион, не знающий страха, всегда идущий впереди своих войск, заплакал. Заплакал, потому что эти слова Суворов произносил от сердца и называл грузинского генерала не иначе, как князь Багратион», - рассказал Жордания.
«Зная его блистательные военные способности, его отвагу, храбрость, зная, как он относится к своим солдатам, Суворов доверял Багратиону. Исторические документы свидетельствуют о том, как Суворов писал Петру Ивановичу – «как снег на голову». И Багратион понимал – надо напасть на врага сразу, быстро и сразу его уничтожить», - добавил Отар Жордания.
Он также рассказал, что Павел I после вступления на престол освободил с работы 7 фельдмаршалов, 333 генерала и 2156 офицеров.
«Император провел проверку армейских корпусов и почти всех разогнал. И только один полк, которым командовал Багратион, заслужил его самую высокую оценку», - сказал Жордания.
«В царской армии служили до 500 генералов-грузин. Все поражаются, неужели маленькая Грузия с населением 1-1,5 миллиона человек могла дать царской армии столько генералов?! В Бородинском сражении принимали участие 12 генералов-грузин. Брат Петра Багратиона, Роман, получил генеральское звание позже, и именно его называют тринадцатым грузинским генералом. До падения Парижа в 1814 году генеральские звания имели 22 грузина, участвовавших в войне против Наполеона», - заявил журналист, историк Леван Долидзе.
Он добавил: «Маленькая Грузия может похвастаться, что была награждена всеми имеющимися военными наградами, медалями и орденами Российской империи. Так и в Советском Союзе грузины стали единственной нацией после русских, награжденной всеми орденами в СССР. Кстати в советской армии были 224 генерала-грузина, из них 72 генерала непосредственные участники Второй мировой войны».
По словам Долидзе, «журналистам, ученым, историкам надо искать точки соприкосновения, которые помогут выбраться из этой свалки, в которую нас кинули горе-политики, народы не должны враждовать, тем более потому, что у России и Грузии такая богатая военная история».
В свою очередь Отар Жордания заметил, что «в Москве на Кутузовском проспекте стоит прекрасный памятник, авторами которого являются Мераб Мерабишвили и Борис Тхор. Этот монумент олицетворяет то уважение, которое русский народ имел, имеет и, я надеюсь, будет всегда иметь по отношению к Багратиони и тем людям, которые внесли свой вклад в победу».
«Они боролись за свободу России, боролись против врага, который хотел покорить Россию. В этом их историческая ценность. Сколько бы времени ни прошло, какие бы политические ситуации ни сложились в странах, память об этих героях-грузинах, участниках Отечественной войны 1812 года, и память о русских воинах и воинах других национальностей, которые участвовали в этой войне, останется навечно», - заявил Жордания.
Журналист, руководитель представительства РИА Новости в Грузии Бесик Пипия представил вниманию публики информацию о том, что посредством Грузии Наполеон Бонапарт и русский писатель Александр Грибоедов являются родственниками.
«Йоахим Мюрат был наполеоновским маршалом и одновременно королем Неаполя. Он женился на младшей сестре Наполеона Бонапарта Каролине. У них был внук Ашиль Мюрат, который с благословления Александра II женился на мегрельской принцессе Саломе Дадиани. Ее мать, правительница Мегрелии Екатерина Чавчавадзе, была сестрой жены Александра Грибоедова Нино Чавчавадзе», - рассказал Бесик Пипия.
«Еще один интересный, но малоизвестный факт. Когда Ашиль Мюрат женился на Саломе Дадиани, они переехали на постоянное место жительства в Грузию, в Зугдиди, и с собой забрали личные вещи Наполеона Бонапарта: часть мебели, книг и бронзовую посмертную маску Наполеона, которая до сих пор хранится в Зугдидском историко-этнографическом музее», - добавил Пипия.
Отар Жордания подвел итог мероприятия, рассказав о значении приветственных и прощальных слов в грузинском языке:
«Люди при встрече говорят друг другу «гамарджоба». Что это значит? Они желают своему встречному победы. То есть для грузин мир – это самое существенное. А ответ - «гагимарджос», то есть «пребывайте с победой». В мире такого аналога нет. Когда люди прощаются друг с другом, они говорят «мшвидобит», то есть «да пребывайте в мире». В течение многих веков грузины боролись за свою независимость и преследовали одну цель: сохранить свой язык, отечество и религию».