Меняются правила укомплектования Высшего совета юстиции
13.12.2012 17:15
Парламентский Комитет по правам человека 12 декабря поддержал пакет законодательных изменений, подготовленный Министерством юстиции, который наряду с другими вопросами также предусматривает и изменение правил укомплектования Высшего совета юстиции Грузии.
Высший совет юстиции, который курирует судебной системой страны и обладает полномочиями назначения и освобождения судей, а также осуществления дисциплинарного делопроизводства против судей, состоит из 15 членов.
Совет возглавляет председатель Верховного суда Грузии Коте Кублашвили.
По существующим правилам, двух членов совета назначает президент.
Четыре члена совета являются депутатами Парламента; По оппозиционной квоте новоизбранный Парламент в совет выбрал депутата от Национального движения Паату Лежава; На двух вакантных местах, предназначенных для парламентского большинства, были избраны депутаты от «Грузинской мечты» Шалва Шавгулидзе и Закария Куцнашвили; А одно место автоматически принадлежит по должности председателю парламентского Комитета по юридическим вопросам – в настоящее время председателем этого комитета является депутат от «Грузинской мечты» Вахтанг Хмаладзе, а в прежнем Парламенте этот пост занимал депутат от Национального движения Павле Кублашвили, который является братом председателя Верховного суда Коте Кублашвили.
Остальные восемь мест в совете занимают те судьи, которые избираются на судейской конференции – органе, состоящем из судей, который собирается, как минимум, раз в году; Только председатель Верховного суда Грузии имеет право представить судей в качестве кандидатов в члены Высшего совета юстиции. Члены Высшего совета юстиции избираются на четырехлетний срок.
На данный момент Министерство юстиции выступает с инициативой изменения этих правил укомплектования совета ради того, чтобы, как заявил депутатам на заседании комитета 12 декабря заместитель министра юстиции Александр Барамидзе, совет стал бы более демократичным и менее зависимым от Парламента; Кроме того, инициатива предусматривает сокращение полномочий председателя Верховного суда в процессе избрания судей членами совета.
В случае утверждения Парламентом предложенного законопроекта, в Высший совет юстиции уже не будут входить члена, назначенные президентом, а также депутаты Парламента.
Совет вновь будет возглавлять председатель Верховного суда; Заместитель министра юстиции заявил, что лично он против этого, но это правило останется неизменным, так как это установлено Конституцией.
6 членов комиссии – на тех местах, которые занимают два члена, назначенных президентом, и четыре депутата – согласно инициативе, будут избираться Парламентом, однако ни один из них не будет депутатом. Согласно законопроекту, этими шесть членами должны быть представители академических юридических кругов, неправительственных организаций с юридическим профилем и Ассоциации адвокатов Грузии, которые буду утверждаться Парламентом на основании рекомендаций от руководства перечисленных организаций, большинством состава депутатов по списку. Избранными Парламентом членами совета смогут быть граждане Грузии с 30-летнего возраста.
8 мест в Совете юстиции вновь будут занимать судьи, однако законопроект предусматривает измененные правила выдвижения кандидатов и их избрания судейской конференцией.
На комитетском слушании заместитель министра юстиции Александр Барамидзе подверг критике существующие правила, согласно которым, только председатель Верховного суда имеет право на выдвижение судей в качестве членов совета. По его словам, в случае утверждения Парламентом, предложенный законопроект лишит председателя Верховного суда такого эксклюзивного права, и право на выдвижение кандидата будет предоставлено всем судьям.
По его словам, совершенно неприемлемо, чтобы судейская конференция не избирает членов Совета юстиции путем тайного голосования. Он заявил, что голосование будет тайным, что позволит судьям сделать свободный выбор.
Предложенный законопроект также предусматривает установление запрета на избрание в члены Высшего совета юстиции председателей судов и их заместителей, а также председателе палат и коллегий; Запрет будет распространяться и в отношении тех, что занимал такие должности в течение последнего одного года.
Против такого положения в законопроекте выступает председатель Верховного суда Коте Кублашвили, который заявляет, что такое условие является «дискриминационным» в отношении тех судей, которым не будет позволено быть избранными в члены Высшего совета юстиции.
Ассоциация молодых юристов Грузии, которая приветствовала предложенный пакет, как важный шаг вперед, заявила, что, как минимум, хотя бы председателям палат и коллегий должно быть предоставлено право быть избранными в члены совета.
Еще один вопрос, который вызвал расхождения в связи с законопроектом, касается приостановления полномочий нынешних членов совета.
Согласно законопроекту, полномочия действующих членов Высшего совета юстиции будут приостановлены сразу после избрания их преемников. Председатель Верховного суда, который заявляет, что в целом, законопроект является положительной инициативой, это конкретное положение называет неприемлемым, так как досрочное приостановление полномочий действующих членов совета не будет содействовать институциональной беспрерывности. АМЮГ предложила авторам законопроекта, чтобы полномочия были бы приостановлены только тем членам совета, которые назначены президентом и Парламентом, а те судьи, которые были избраны конференцией, чтобы вновь оставались членами совета.
Министерство юстиции выступает против этого. Замминистра юстиции заявил, что они считают, что действующие правила избрания членов Высшего совета юстиции нелегитимны и безусловно недемократичны. По его словам, если планируется фундаментальное изменение правил укомплектования совета, было бы логично, чтобы полномочия действующих членов совета были бы приостановлены.
Предложенный законопроект также предусматривает ослабление запретов в связи с СМИ в залах судебного заседания, установленных в 2007 году. Законопроект предусматривает предоставление права на осуществление съемок в судебных залах Общественному вещателю Грузи, который должен поделиться впоследствии видеоматериалами и с другими СМИ; Если Общественный вещатель не воспользуется таким правом, в таком случае он будет заменен на конкретном судебном заседании каким-нибудь одним телевидением, обладающим лицензией на общее вещание; Запрещается снимать судебных присяжных заседателей.
Журналисты будут обладать правом осуществлять аудиозаписи судебного процесса со своего места в зале таким образом, чтобы эти действия не создавали препятствий ходу заседания. В то же время, законопроект обязывает суды осуществлять видео/аудио записи судебных процессов и передавать эти записи участвующим сторонам, или любой третьей стороне сразу после их затребования, кроме тех случаев, когда по решению суда, заседание объявляется частично или в полной мере закрытым.
В то же время, в случае принятия законопроекта, будет снято ограничение, которое запрещает журналистам осуществление фото, видео и аудиозаписей во дворах судов и коридорах зданий суда.