Эксперт: Будущий саммит НАТО – серьезный шанс для страны
23.05.2012 21:29
По мнению эксперта по политике безопасности Бесика Оболадзе, утвержденная на саммите в Чикаго декларация, в которой Грузия уже официально была зафиксирована как страна-аспирант на пути вступления в НАТО, означает, что Грузия вступает в группу стран, которые будут приняты в НАТО во время первой волны расширения. Как заявил эксперт “Медианьюс”, комментируя результаты Чикагского саммита НАТО, есть основания для позитивной оценки для Грузии декларации саммита.
“НАТО уже стал серьезным сдерживающим фактором любой агрессии, направленной против Грузии, и обладает однозначным отношением к вопросу территориальной целостности. Наверное, следующий период будет периодом формирования консенсуса внутри НАТО, чтобы следующий саммит превратился в саммит по расширению, но несмотря ни на что, мы должны быть реалистами. В связи с этим саммитом, не могло быть никаких особых ожиданий в отношении Грузии. Причин множество, перечислю несколько из них: майский саммит НАТО 2012 года прошел в Чикаго в год, когда в США проходят выборы, соответственно, результаты Чикагского саммита могли стать предметом не только внешней, но и внутренней политики Соединенных Штатов, а им не нужно было на этом форуме фиксировать перед партнерами какие-либо внутренние противоречия ни по одному из вопросов (как это было в 2008 году), в том числе на тему Грузии. Примечательно, что на саммите основными темами были противоракетная оборона и ситуация в Афганистане. А также пять пунктов декларации в отношении России и “стратегическое” значение отношений с ней”, – заявил эксперт и добавил, что перед саммитом НАТО в Чикаго существовали ожидания, что в отношении Грузии будет придумана такая формулировка, которая не вызвала бы кардинальных изменений в связи с ее статусом вступления.
“На этом пути рассматривались варианты, например: добавление чего-либо к Комиссии Грузия – НАТО, чтобы показать прогресс и появился стимул. Либо чтобы произошли какие-либо изменения в ежегодной национальной программе, и в нее было бы добавлено что-то такое, чего прежде не было и т.д. То есть было необходимо, таким образом продемонстрировать Грузии позитивные посылы, чтобы оценить, с одной стороны, ее конструктивные подходы (например, в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию), а также участие в миссии в Афганистане, но чтобы на этом фоне политика “перезагрузки” между Россией и США не была окончательно обречена. Под вроде бы общей формулировкой декларации Чикагского саммита о том, что достигнуто соглашение о расширении отношений Грузия – Альянс, в том числе политического диалога путем практического сотрудничества и оперативных отношений, читается, что будущий саммит по расширению НАТО является серьезным шансом для Грузии. Кроме того, мы не можем обойти стороной зафиксированную в декларации необходимость проведения в Грузии “честных и справедливых выборов” в 2012-2013 году. Расмуссен назвал ожидаемые в Грузии выборы “центрнальным вопросом” на пути вступления Грузии в НАТО”, – заявил Оболадзе и добавил, что параллельно с интеграцией Грузии в североатлантическое пространство Россия продолжит оказывать сопротивление этом процессу.
“Формирование внутреннего консенсуса в НАТО в отношении Грузии на фоне оказания Россией воздействия на Европу с помощью энергетических рычагов станет более активным после недавнего вступления на пост президента Путина. Тотальный контроль Кремля над стратегическими энергоресурсами страны, с одной стороны, и с другой, “проникновение” в энергетическую инфраструктуру заинтересованной страны, делает эти государства уязвимыми к воздействию России. Станет ли энергодавление России связующим Европу, или некоторые влиятельные европейские страны станут действовать в режиме двустороннего сотрудничества и личной выгоды, стратегически, против общеевропейского?! Многое будет зависеть от этих подходов”, – отметил эксперт.