Журнал "Архивные ведомости" публикует документы в связи с делом Звиада Гамсахурдиа, которые до сих пор хранились под грифом "Секретно".
Из документов выясняется, что в 1977 году Звиада Гамсахурдиа и Мераба Костава арестовали за диссидентскую деятельность. К тому времени, согласно приказу Хрущева, органы безопасности СССР совместно с врачами должны были разработать концепцию, в которой главную роль должен был играть диагноз шизофрении.
Несколько месяцев спустя с ареста грузинских диссидентов отправили на психиатрическое обследование: Гамсахурдиа - в Москву, в психиатрический институт Сербского, а Костава - в Тбилиси, в психиатрическое отделение Ортачальской тюремной больницы.
В постановлении о назначении судебно-психиатрической экспертизы говорится, что "во время обследования З. Гамсахурдиа утверждал, что его еда была отравлена, что за ним следили подосланные прокурором люди, с подозрением смотрел на окружающих. После выхода из реактивной депрессии его признали невменяемым".
В постановлении также говорится, что в 1956 году Гамсахурдиа "проявлял странности и лечился у психиатра", а согласно психиатрической экспертизе, проведенной в 1958-59 годах, эксперты-психиатры пришли к заключению, что "Гамсахурдиа является глубоко психопатичной личностью, и в прошлом болел шизофренией".
Судебно-психиатрический научно-исследовательский институт Сербского не признал Гамсахурдиа психически больным. Однако в заключении говорится, что он "является психопатичной личностью, одержим "манией величия" и характеризуется эмоциональной неустойчивостью".