Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitterнаша страница в сети Telegram читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО


Карать нельзя помиловать...

12/11/2009
Иван Маркелов




Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения...
Ст. 2 Всеобщей декларации прав человека

Для написания этой статьи есть две причины. Первая: моя статья «К чему приводит психиатрический контроль над разумом?» была опубликована в Интернет-версии международного издания «Великая эпоха»; вторая: русская служба BBC опубликовала серию статей о положении с правами человека и состоянием, в-целом, психиатрической системы здравоохранения в нынешней России и в мире.

Итак, BBC Russian Service пишет — по состоянию веб-сайта на 10-ое ноября 2009 г.), что психиатрические больницы всегда имели много общего с тюрьмами. В СССР, когда с политической точки зрения стало неудобно сажать диссидентов в тюрьмы, их отчасти заменили "психушки".

В 1961 году известный американский социолог Эрвинг Гофман издал книгу Asylums ("Приюты"), которая вызвала бурную реакцию современников. Гофман проник в большую психиатрическую больницу в Вашингтоне под видом ассистента физиотерапевта и наблюдал за происходящим там с близкого расстояния. Увиденное заставило его провести прямые параллели между психиатрическими больницами, тюрьмами, концлагерями, казармами, сиротскими приютами и целым рядом других, как он их назвал, "тотальных институтов". При этом, как отметил Гофман, пациенты психиатрических больниц оказывались в таких условиях не просто потому, что они больны. Он не ставил перед собой задачу выяснять, насколько обоснованными были диагнозы пациентов психиатрических больниц, но обратил внимание на то, что в конечном счете все они попали в больницу в результате какого-то конфликта с окружающими.

В начале 60-х годов в Советском Союзе профессор Андрей Снежневский изобрел концепцию вялотекущей шизофрении. В теоретических работах советские психиатры писали, что это заболевание развивается медленно (возможно, всю жизнь), и симптомы шизофрении выражены очень неявно. Западные психиатры посчитали, что на практике такой диагноз при желании можно поставить кому угодно, и не признавали его, пишет в той же статье Павел Феденко, автор русской службы BBC.

"Вялотекущую шизофрению придумали не в России, она существует объективно", - заявила bbcrussian.com Татьяна Дмитриева, возглавляющая Государственный научный центр судебной и социальной психиатрии им. Сербского, где в советские времена признавали душевнобольными многих диссидентов. - "Диагноз сейчас ставится только по международной классификации, так называемой МКБ-10. В этой классификации вялотекущей шизофрении нет, и соответственно, просто давно даже этот диагноз и не ставится... Это кстати защита правовая, очень мощная защита для наших пациентов. Потому что диагноз, поставленный по международной классификации не просто легко прочитать, но его легко сопоставить".

Однако, в другой статье по данной теме «Таблетка – панацея от всех бед?» Анны Висенс ( по состоянию веб-сайта Русской службы BBC на 10-ое ноября 2009 г.) говорится о сомнительности иных психиатрических диагнозов, официально зафиксированных в МКБ 10, даже в отношении детей! Делайте выводы, уважаемые читатели данной статьи, защитит ли от чего-то МКБ-10?

Кто же в СССР и в РФ пострадал от «карательной психиатрии» и стал все же известен в Советском Союзе, РФ и мире?

Вот что сказал в своем интервью русской службе BBC Александр Подрабинек, журналист, опальный правозащитник (недавно его дом в России подвергся «атакам»-пикетам неких молодежных движений) и автор книги "Карательная медицина": "Случай Петра Григоренко, боевого генерала, героя войны, человека известного... Он выступил открыто, на московской партийной конференции с критикой Хрущева… Властям показалось неудобным сажать его как врага, потому что очень трудно было бы объяснить, [почему] человек во всем обеспеченный, принадлежащий к военно-партийной номенклатуре, вдруг выступает против коммунистической партии, против ее генеральной линии... Они считали, что легче было объяснить, что он просто сошел с ума, и его тоже посадили в психиатрическую больницу".

Среди других известных диссидентов, помещенных в психиатрические больницы, была Наталья Горбаневская – одна из семи участников акции протеста на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году (комиссия постановила, что у нее "не исключена возможность вялотекущей шизофрении"), и Валерия Новодворская, одна из самых радикальных либералов в современной России, пишет BBC Russian Service.

"Есть документы, которые подписал [Юрий] Андропов, и в них открыто написано, что надо использовать психиатрию в борьбе против диссидентов. И даже есть такой документ, в котором написано, что количество будет быстро возрастать в будущем, и психиатрических учреждений не хватает ", - сказал в интервью Русской службе BBC голландский специалист, автор книги "Диссиденты и безумие", Роберт Ван Ворен. Об этом же писал известнейший российский историк-архивист Анатолий Стефанович Прокопенко в своей книге «Безумная психиатрия». Эта книга почти полностью построена на архивных документах.

О современной России BBC Russian Service сообщает на своем сайте, что известно несколько случаев принудительной госпитализации в психбольницы критиков властей. Итак, кто же эти люди? В 2007 году в Мурманской области в больницу попала активистка оппозиционного движения "Объединенный гражданский фронт" Лариса Арап. А.П. Подрабинек: "Она не очень здоровый человек, скажем так, но оснований принудительно сажать ее в психиатрическую больницу никаких не было". Примерно ту же точку зрения высказывал в своей статье о Л.И. Арап в правозащитном издании «Неволя»/«Индекс» президент Независимой психиатрической ассоциации (НПА), г-н Ю.С. Савенко. В августе 2009 года получил политическое убежище в Польше журналист Евгений Новожилов, который провел семь месяцев в психиатрической больнице в 2001 году после серии статей о нарушениях прав человека в Чечне, сообщает г-н Павел Феденко в своей статье на сайте BBC RS. Но о Евгении Новожилове писали ранее более подробно и чеченские оппозиционные веб-издания, а также русская служба радио «Свобода» (RFE/RL). Журналистка Елена Маглеванная, которая в июне 2009 года также попросила политическое убежище в Финляндии, утверждает, что и ей тоже угрожали помещением в психбольницу. О ситуации с Еленой Магелванной много писали также оппозиционные чеченские русскоязычные веб-издания, и RFE/RL...

"10-15 лет назад госпитализация в таких случаях случиться бы не могла, потому что психиатры были бы в ужасе от того, что их опять могут обвинить в том, что они используют психиатрию в политических целях. А сейчас они уже не боятся. Потому что если есть указание сверху, что сделать это можно, они уже не боятся никаких обвинений", - говорит Александр Пинхосович Подрабинек в интервью BBC RS.

Закон РФ «О психиатрической помощи...» предусматривает создание специальной службы по защите прав пациентов, но она до сих пор не создана. И это несмотря на то, что недавно Конституционный суд РФ признал принудительную госпитализацию в психиатрическую больницу формой лишения свободы в определении по жалобе Надежды Хорошавцевой, москвички.

Владимир Буковский, всемирно известный правозащитник, убежден, что единственное, что мешает карательной психиатрии вновь поднять голову – это правозащитные кампании на Западе, пишет Павел Феденко в статье BBC RS.

А каковы были и есть условия содержания в психиатрических больницах в СССР и Российской Федерации???

"Условия содержания в спецбольницах были очень тяжелыми. Это был такой гибрид тюрьмы и психиатрической больницы. Вся охрана, режим был там тюремный. Просто надзиратели ходили в белых халатах", - вспоминает Буковский для BBC RS. «Многие санитары в больницах были уголовниками – при многих из этих учреждений был небольшой лагерь – и вели они себя по отношению к "пациентам" агрессивно, тем более что никакой ответственности за это не несли. Психический больной по определению виноват, его слово не воспринимается, так что были случаи и убийств, и ограблений. И конечно, санитарам никто никогда ничего не сказал, никаких преследований против них за это не было".

Пациентов-заключенных пытались лечить. Для этого применялись сильнодействующие снотворные и препарат сульфазин, вызывающий воспаление и сильную боль. С какой целью?


"В начале века считалось, что воспалительные процессы снимают психозы. Была такая теория, потом она не подтвердилась, во всем мире с ней больше не экспериментировали, а в России это застряло. В советское время сульфазин применялся в качестве наказания: если вы что-то нарушили, как-то не так себя повели, вам вкалывали сульфазин, и вы два дня корчились в боли и с температурой 42 градуса", - говорит В.К. Буковский в интервью BBC. "Эти средства частично считались терапией, то есть средствами лечения от психоза. Раз вы невменяемы, у вас психоз, значит вас надо лечить. Раз лечить – вот такие средства, других не дано".

Сегодня условия содержания в российских психиатрических больницах остаются крайне тяжелыми, сообщалось в докладах российских правозащитников: Уполномоченного по правам человека в РФ (ныне бывшего), О.О. Миронова; Московской Хельсинкской группы и др.

Автор BBC RS, Александра Зайцева, пишет (по состоянию сайта на 10.11.09 г.), что американский психиатр Томас Сас является одним из видных деятелей антипсихиатрии. В своей работе "Миф о психическом заболевании" он заявил, что душевная болезнь не реально существующая вещь, а лишь понятие, выработанное нашей культурой. По его мнению, "психическое заболевание существует или является реальным точно в том же самом смысле, в котором существовали или были реальны ведьмы". К этому времени была описана и такая проблема как госпитализм, когда человек не может выйти из психиатрической больницы, потому что становится от нее зависимым. Движение «антипсихиатрии» нашло широкую поддержку в Европе. Однако реальные изменения произошли лишь в Италии. Там в один день было решено закрыть все крупные психиатрические лечебницы. Но никто от этого не пострадал... В Российской Федерации, однако, никто не спешит закрывать психиатрические клиники, сообщает Александра Зайцева. А, ведь, условия содержания и обращение с пациентами во многих из этих больниц, как бы сказать помягче...

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"



Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна