Иран становится для Грузии одним из весьма интересных соседей и партнеров после того, как с него сняли международные санкции. Отчет Центра исследования экономической политики (EPRC) "Грузия и Иран: поиски возможностей "открытия дверей", опубликованный на исходе минувшей недели, дает ответы на вопросы, где могут пересекаться экономические интересы Грузии и Ирана. Думаем, эта тема должна быть интересной для читателя, поскольку дело касается достаточно большого экономического потенциала.
Напомним, что Иран был одной из стран, у которой был безвизовый режим в Грузии до середины 2013 года, когда правительство Грузии отменило этот режим. В результате количество иранских визитеров в 2015 году сократилось почти на 72% по сравнению с показателем 2012 года.
Количество иранских бизнесов, зарегистрированных в Грузии, в течение двух лет с 2010 года увеличилось от 100 до 1500. Отмена санкций означает, что Грузия, которая до того в определенной степени была ограничена из-за своих близких отношений, и зависимости от США, больше откроется для иранского капитала. А Иран, со своей стороны, возможно, посчитает полезным инвестирование в грузинскую экономику. Если действительно увеличится транспортировка товара, Иран может заинтересоваться строительством складов, портов, и инвестицией в индустриальные зоны Грузии.
Иран пока не сформировался как значительный торговый партнер Грузии. В 2015 году Иран был 12-й по величине экспортной страной, куда выходило 1,62% грузинского экспорта, а также 12-й по величине страной импортером, откуда в Грузию поступали 1,19% импорта Грузии. Эти цифры несколько превышают среднюю долю Ирана в торговле Грузии (0,89% импорта и 0,99% экспорта в 1995-2015 годы).
Несмотря на такие низкие цифры, Иран является значительной страной экспорта пиломатериалов, в которую в 2015 году вышли 46,8% общего экспорта, а с 2006 года -23,3%. Еще одним из потенциально важных категорий экспорта является реэкспорт автомобилей и машин, 5,5% которых вывезли в Иран в 2015 году.
Подавляющую часть иранского импорта занимает тот товар, для импортирования которого Иран, очевидно, является главным источником: в 2006-2015 годы из Ирана было импортировано нефтяного кокса - 57,8%, термически полированного стекла - 57%, винограда- 51%, пакетов и мешков -33%, что означает, что Иран можно считать крупным торговым партнером, но в импорте нескольких специфических товаров.
Согласно отчету Центра исследования экономической политики, Грузия может использовать вновь появление Ирана как значительного энерго экспортера, как новую возможность диверсификации экспорта природного газа, что в настоящее время приобрело еще большее значение в контексте переговоров Грузии с "Газпромом". Грузия также может обеспечить дешевый путь транспортировки иранской нефти в Европу.
После того, как закончится обновление дороги Тбилиси-Поти, она может исполнить роль важной транспортной артерии также и для Ирана. Идет серьезное обсуждение строительства иранско-армянской железнодорожной линии, которая будет альтернативой существующей иранско-азербайджанской железной дороги, и свяжет Иран с Черным морем через Грузию. В то же время существует опасность, что Россия постарается продвинуть вариант абхазско-армянской железной дороги, на что следует обратить внимание.
Грузия может предложить свои продукты широкого спектра, и это следует начать с ресурсов питьевой и минеральной воды. А также, если возникнет вопрос трубопровода газа/нефти, появится возможность стимулировать производство труб в руставском металлургическом заводе. Еще одной потенциальной сферой сотрудничества между двумя странами является банковский сектор. Все вышесказанное явствует, что необходимы надлежащее изучение, и конкретные шаги для развития существующего потенциала.
Автор: Нино Евгенидзе