Информация об объекте, называемом «Мцхетским реактором», была засекречена. Мцхетский исследовательский ядерный реактор занимает площадь в 6 гектаров. В 60-80-е годы тут был построен целый комплекс, в который входила криогенная станция по получению жидкого азота и гелия, радиохимическая лаборатория с горячими камерами, пятиэтажный лабораторный корпус и т.д. Одно время это место было очагом грузинской науки. Тут работало около 300 человек. Проводились исследования, с помощью которых было получено немало важных результатов в ядерной физике. Часть зданий сейчас пустует и не представляет никакой опасности. Несмотря на это, в соответствии с нормами для подобных объектов, территория защищается и попасть туда обычные граждане не могут», - пишет военно-аналитический журнал «Арсенали» (№4 (206) апрель, 2015).
«Активная зона ядерного реактора раньше находилась в наполненном водой защитном баке с бетонными стенами. От криогенной станции отходила 200-метровая эстакада, к которой присоединялись 7 труб разного диаметра и поставляли экспериментальным каналам реактора с низкой температурой жидкий азот и гелий. Трубы с большим диаметром (нейтронные экспериментальные каналы) соседствовали с активной зоной урана. Вокруг реактора стояли разные установки экспериментального назначения, на которых при помощи нейтронного потока проводились эксперименты. Сейчас реактор забетонирован в баке. Вокруг него нет ни установок, ни труб, ни эстакады. Все было демонтировано. В пункте управления зафиксировано время остановки реактора», - отмечает издание.
«В 1957 году по инициативе академика Элефтера Андроникашвили, в Грузии началось строительство исследовательского ядерного реактора, которым руководил доктор наук, энергетик Вахтанг Гомелаури. У этой идеи было много противников, но Андроникашвили убедил всех в том, что реактор будет широко использоваться в разных направлениях науки - физике, биологии, химии и т.д. Эксплуатация Мцхетского исследовательского ядерного реактора всегда происходила без осложнений. В результате интенсивного функционирования реактора он постепенно превратился в ядерный технологический комплекс. В отличие от других реакторов того времени, на Мцхетском ядерном реакторе можно было проводить эксперименты при низкой температуре (-196 и -293 градуса по Цельсию), добиться чего очень сложно. Для науки это направление было настолько актуальным, что в 1962 году по указу Совета министров СССР институт физики Академии наук Грузии был объявлен ведущей организацией в отрасли низкотемпературного материаловедения и радиационной физики твердого тела», - заявил в беседе с корреспондентом издания специалист по ядерным энергетическим установкам Шукри Абрамидзе.
«С 1988 года в Грузии началось народное движение, которое ставило под сомнение целесообразность существования реактора в нашей стране. Начались протестные выступления с категоричным требованием вывести из эксплуатации реактор. Несмотря на отсутствие объективных причин, из-за распространенных среди населения мифов и неинформированности общества, акции протеста приняли масштабный характер. 30 марта 1990 года на заседании президиума Академии наук Грузии было решено прекратить функционирование реактора и вывести его из эксплуатации. Для полного демонтажа реактора требовались очень большие суммы. Кроме того, после демонтажа в большом количестве скопились бы остатки с высокой радиацией, для безопасного изолирования которых от окружающей среды было необходимо подземельное захоронение со сложными конструкциями, чего страна не могла себе позволить. Так как оставлять реактор нетронутым было рискованно, было решено его забетонировать», - пояснил Шукри Абрамидзе.
«Сейчас территория исследовательского реактора используется как учебная база. Специалисты из разных стран проходят тренинги в горячих камерах радиохимической лаборатории. Горячая камера - маленькая кабина для работы с опасными веществами. У камеры очень толстые, высококачественные стекла, откуда хорошо виден рабочий стол. Входить в камеру запрещено, поэтому для работы используются ручные управляемые специальные манипуляторы, которые повторяют движение пальцев человека в горячей камере. Сейчас камеры используются как учебная база. Несмотря на почти 30-летнюю работу реактора, неинформированность общества и негативное отношение к реактору, к сожалению, оставила страну без ядерного реактора. Исследовательский ядерный реактор позволил бы нам создать центр ядерной медицины, в котором можно было бы лечить пациентов со злокачественной опухолью с помощью нейтронного облучения и радиофармацевтических препаратов, которые можно было бы производить на реакторе», - заключил ученый. (Статья: «Репортаж с Мцхетского исследовательского ядерного реактора»)
«Несмотря на то, что Сталин был одним из основателей, а впоследствии и вождем огромной большевистской империи, он всегда пытался контролировать процессы в исторической родине. Это подтверждается и нижеприведенными секретными документами», - пишет журнал «Арсенали».
«Тифлис, Орджоникидзе: 1) Говорят, что гибель Мясникова, Могилевского, Атарбегова не случайна, а подстроена из-за мести двум чекистам (за расстрел), а Мясников убит из-за того, что армянин. Необходимо следствие. Дело очень серьезное. 2) Необходимо строго запретить ответственным работникам перелеты. И. Сталин 25/03/1925». Эхо кровавых репрессий, начавшихся после августовского восстания 1924 года, как видно, дошло и до Москвы и возмутило Сталина. Несмотря на то, что вышеупомянутая авиакатастрофа была оценена советской властью как «трагический случай», страх мести со стороны грузинских патриотов был очень велик», - отмечает издание.
«Это подтверждает и следующая шифрованная телеграмма - «Тифлис, Закавказский краевой комитет, Орджоникидзе. Получены сведения о десятках расстрелов в Грузии. Это подтверждает, что создаются опасные настроения в связи с террористической политикой ГрузЧК и ожидаются новые попытки восстания. У меня нет возможности проверять все это, поэтому прошу тебя уделить особое внимание работе некоторых членов ГрузЧК, а также ЦК Грузии. Я боюсь, чтобы ты не оказался перед фактом новых осложнений в Грузии. Что ты скажешь об этом? И. Сталин 14/04/1925», - заключает издание.