Отправка людей в отставку и увольнение с занимаемых должностей в органах местного самоуправления, предположительно, из-за их связи с Национальным движением, возросшее насилие против ЛГБТ лиц, нарушение прав религиозных меньшинств на собрание и недостаточное реагирование на это со стороны властей перечислены среди тех основных проблем, которые, согласно ежегодному Докладу Государственного департамента США о положении прав человека в мире, имели место в 2013 году в Грузии.
В опубликованном 27 февраля докладе, который касается развивавшихся в 2013 году событий, наряду с другими проблемами отмечается «ненадлежащее обращение к задержанным со стороны полиции», а также «улучшенные», но пока еще остающиеся ниже стандартов условия в тюрьмах.
Опираясь на местных правозащитников, в докладе отмечается, что в прошлом году было зафиксировано меньше случаев ненадлежащего обращения со стороны полиции, чем в 2012 году. Но там же говорится, что количество расследования со стороны прокуратуры фактов ненадлежащего обращения со стороны полиции было меньше самих таких фактов.
«Неправительственные организации и народный защитник заявляют, что… то, что расследование не проводилось систематически, а все предполагаемые преступники не были осуждены, содействовало культуре безнаказанности», - говорится в докладе, - «Несмотря на то, что сообщения о пытках в тюрьмах существенно сократились, в течение года неправительственные организации и народный защитник документально подтвердили, что за пределами системы исполнения наказания имели место факты ненадлежащего обращения к задержанным со стороны сотрудников полиции, факты их избиения, неудовлетворительные санитарные условия и несколько случаев отказа в контакте с адвокатом».
В докладе также говорится об озвученных обвинениях «о политически мотивированном преследовании» и отмечает, что представители Национального движения распространяют сообщения «о самовольном преследовании, увольнении с работы и аресте» представителей прежнего правительства из-за их политической принадлежности или их деятельности.
Но доклад также отмечает, что «правительство предприняло шаги для содействия подотчетности», и добавляет, что, по данным на декабрь 2013 года, власти «предъявили обвинения 50 бывшим высокопоставленным чиновникам Администрации Саакашвили – в том числе, генеральному секретарю Национального движения, бывшему министру внутренних дел, бывшему министру обороны и бывшему премьер-министру – по тем обвинениям, которые касаются создания препятствий исполнению правосудия, присвоения государственных средств и отмывания денег, шантажа, вмешательства в личную жизнь и злонамеренного использования служебных полномочий».
Аналогично предыдущим докладам, в новом докладе также говорится, что «в судебной системе внешнее и внутренне вмешательство вновь остается проблемой». Однако, в отличие от предыдущего доклада, последний доклад отмечает, что были сделаны «определенные позитивные шаги» и надзор со стороны судебной системы стал строже.
В докладе отмечается, что после парламентских выборов 2012 года, в целом, прокуроры нового правительства «представляли собой другую политическую сторону, а судьи, которые были назначены во время Администрации Саакашвили – другую.
«В связи с этим изменением надзор со стороны судебной системы в отношении исполнительной ветви стал строже, особенно, в тех случаях, когда дело касалось представителей Администрации Саакашвили; Как правило, судьи выдвигали более высокие стандарты в связи с ходатайствами прокуроров на осуществление прослушиваний, проведение обыска места жительства и предварительное задержание обвиняемых. Те дела, которые касались бывших должностных лиц, суды расследовали более критично и досконально, чем обычные дела», - говорится в докладе.
Со ссылкой на народного защитника, суд и наблюдателей, в докладе говорится, что «недостаточное обоснование» решений суда со стороны судей вновь остается проблемой. Однако, опираясь на слова наблюдателей, в докладе также говорится, что доля тех решений, которые удовлетворяют необоснованные ходатайства о предварительном заключении, существенно сократилась.
В связи с нашумевшими делами, в том числе и делами Вано Мерабишвили и Бачо Ахалаия, в докладе говорится: «Наблюдатели на судебных процессах отметили, что, как стороны обвинения, так и сторона защиты смогли представить свои позиции. Со стороны большинства судей явно улучшились их возможности с точки зрения сохранения порядка в суде и требования более высокого профессионализма от сторон, участвующих в процессе, однако в случае тех судей, которые вели дела бывших высокопоставленных чиновников Администрации Саакашвили, не всегда происходило так, особенно, на процессе бывшего министра обороны Бачо Ахалаия. Например, в некоторых моментах судья не останавливал Ахалаия, который грубо обращался к свидетелям и прокурорам, а также когда он прерывал судью и прокуроров».
В докладе отмечается, что эксперты права выражают обеспокоенность в связи с медленным темпом судебных заседаний, на которых рассматриваются дела Мерабишвили.
В феврале завершились два независимых друг от друга судебные процесса в отношении Мерабишвили – один 17 февраля, а второй 27 февраля.
В связи с предварительным заключением Мерабишвили, который был задержан в мае 2013 года, в докладе говорится: «наблюдатели на судебных процессах отметили, что задержание и предварительное заключение, очевидно, соответствовали международным стандартам судебных процедур».
В докладе говорится, то правозащитники высказывали обвинения в связи с «политически мотивированными самовольными» арестами, и примером этого приводится недолгосрочное и одновременное задержание 23 сотрудников Мэрии Тбилиси в июне 2013 года.
В связи с увольнениями или отставками в органах местного самоуправления, в докладе говорится: «После парламентских выборов 2012 года граждане провели акции в тех городах и районах, в которых Национальное движение сохраняло свой контроль над местным самоуправлением; (Участники акций) призывали к отставке служащих местной власти представителей Национального движения. За этим акциями, предположительно, последовали отставки с должностей или вступление в другие партии; Многие ассоциирующиеся с Национальным движением политики объявили себя независимыми или вступили в коалицию Грузинская мечта».
Согласно докладу, некоторые бывшие представители Национального движения заявили, что покинули партию по своей воле, исходя из результатов выборов. Однако в документе, со ссылкой на правозащитников, также отмечается, что некоторые отставки на региональном или центральном уровне были результатом давления со стороны коалиции Грузинская мечта.
В связи с СМИ в докладе говорится, что «независимые СМИ были активными и освещали широкий спектр мнений, однако большинство СМИ в той или иной форме выражали политическую предвзятость».
«В течение года неправительственные организации, независимые эксперты и журналисты обвиняли высокопоставленных представителей власти и оппозиционных политиков в оказании влияния на решения в связи с редакционной и программной сеткой, посредством личных связей с новыми директорами и руководителями СМИ, а также личных связей с владельцами рекламного бизнеса», - говорится в докладе.
Согласно докладу, решение бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили о закрытии принадлежащей его семье телекомпании «Девятый канал» по той причине, чтобы избежать мнений о том, что телекомпания использовалась в политических целях, « в болей степени было встречено, как позитивный шаг». Доклад также отмечает решение Общественного вещателя Грузии о закрытии двух телевизионных ток-шоу, ведущие которых считались сторонниками Национального движения. В докладе говорится, что оппозиция и некоторые неправительственные организации отметили, что это изменение было мотивировано политически.
Согласно докладу, «полиция не защитила право на мирное собрание» 17 мая 2013 года, когда направленная против гомофобии акция была насильственно сорвана контрдемонстрантами.
В докладе говорится, что в прошлом году имели место несколько случаев дискриминации мусульманских общин. «Народный защитник и гражданское общество выразили обеспокоенность в связи с нетерпимостью и насилием против мусульман», - говорится в докладе.
«Владение государственным языком вновь остается главным препятствующим фактором для интеграции этнических меньшинств. Однако также остаются политические, гражданские, экономические и культурные препятствия», - отмечается в докладе.