13 значительных событий в медиа-пространстве Грузии в 2013 году
31.12.2013 19:29 media.ge
1. Не избран попечительский совет Общественного вещателя Грузии (ОВГ)
Самые шумные события в медиа в 2013 году связаны с Общественным вещателем, но главное из них, все-таки, произошло в конце года: парламент, который сам же принял новое правило комплектования попечительского совета ОВГ, не смог избрать 9 членов совета. Симпатии «большинства» заслужил лишь один из 27-ми представленных кандидатов, поскольку остальные, по словам Иракли Трипольского, не являлись достаточно известными обществу лицами. НЕ смогли избрать из этого списка одного кандидата и беспартийные депутаты, а «меньшинство» поддержало лишь одного из представленных им же двух кандидатов. Парламент провалил также кандидатуру, отобранную Верховным советом Аджарской АР.
В итоге, вместо 9-ти кандидатов, депутаты избрали лишь троих, не выполнив, таким образом, закон, принятый по их же инициативе.
После октября у Общественного вещателя нет правомочного попечительского совета.
2. Гендиректор ОВГ дважды был смещен и восстановлен в должности
Двукратное снятие попечительским советом и двукратное же восстановление судом генерального директора Гиоргия Бараташвили стало в истории грузинской медиа исключительным событием.
Избранный в декабре 2012 года гендиректором ОВГ Гиорги Бараташвили, 4 марта 2013 года был освобожден попечительским советом от должности. В качестве основания для такого решения была названа создавшаяся на Вещателе кризисная ситуация. Бараташвили обратился в суд, выиграл процесс 24 апреля, и вновь занял пост гендиректора, однако всего на 5 месяцев. В сентябре попечительский совет повторно освободил Бараташвили от должности, на этот раз – по причине неполучения от него полноценных ответов. Бараташвили вновь обратился в суд и опять выиграл процесс.
После снятия Бараташвили в сентябре, попечительский совет назначил и.о. гендиректора Тамаза Ткемаладзе, запомнившегося всем своими неординарными высказываниями. К примеру, он заявил, что не будет давать в эфир накануне президентских выборов политическую рекламу «Национального движения» и коалиции «Грузинская мечта», и не даст им возможность «ругать друг друга». Позднее, он изменил это свое решение. Вскоре он передумал закрывать передачу «Красная зона», а также не стал осуществлять подготовленные на архивных материалах проекты «Это есть у нас», «Ретро» (эстрадная музыка прежних лет – «Реро», «Орера», «Диэло») и «60 минут Коркоты», которая посвящалась городскому юмору.
Зато Ткемаладзе не стал менять своего решения закрыть ток-шоу Эки Квеситадзе и Давида Пайчадзе. Помимо снятия этих передач, он начал новые проекты – «Мцхетские беседы» и «По ту и эту стороны Лихи».
3. Статус телекомпании «Ачара»
В 2013 года парламент поместил в правовые рамки Аджарское телевидение, в течение лет не имевшее статуса и, по сути, вещавшее незаконно. Теперь оно стало 3-м каналом Общественного вещателя Грузии.
Соответствующие изменения вошли в закон в июле. Позднее был избран совет советников, укомплектованный Верховным советом Аджарской АР только из кандидатов, представленных коалицией «Грузинская мечта». Гендиректором телевидения вновь был избран Сосо Стуруа, руководивший каналом с июля.
4. Поправки к закону «О вещании»
Вышеупомянутые перемены были обусловлены принятыми в июле 2013 года изменениями в закон «О вещании». Помимо преобразования Аджарского телевидения в 3-й канал Общественного вещателя, изменения коснулись и ряда других вопросов: изменилось правило комплектования попечительского совета Общественного вещателя, критерии отбора членов Национальной комиссии по коммуникациям Грузии, осуществлены изменения в плане финансовой прозрачности вещателей, и телекомпании теперь обязаны публиковать имена лиц, осуществивших в средства вещания транзакции на сумму свыше 7 тысяч лари.
5. Постановление правительства о проактивной публикации информации
Как значительное достижение гражданского общества было расценено постановление правительства, обязавшее публичные учреждения незамедлительно (проактивно) публиковать разного вида информацию на своих веб-страницах. Кроме этого, стало возможно затребование информации электронным способом. Учреждения постепенно осуществляли имплементацию этого постановления, однако не все из них опубликовали в уходящем году информацию, попавшую в перечень обязательной к проактивной публикации.
6. Уход Ираклия Чиковани
Председатель Национальной комиссии по коммуникациям Грузии (GNCC) Иракли Чиковани, ежемесячный служебный оклад которого составлял, в среднем, 15 тысяч лари, вышел в отставку. Но прежде, чем покинуть ведомство, он в течение 3-х месяцев находился в отпуске, а потом полностью использовал установленный законом 2-месячный срок, в течение которого член Комиссии может не являться на работу по неуважительной причине. Затем он сначала оставил пост председателя GNCC, а позже, когда созданная в парламенте комиссия по расследованию начала изучать его деятельность, покинул и должность члена GNCC. В целом, Иракли Чиковани, до своего ухода из Комиссии, не являлся на работу в течение 8-ми месяцев.
Исполняющим обязанности председателя GNCC был назначен Карло Квитаишвили, в которого парламент организовал импичмент и сместил его с должности. В настоящее время, в составе GNCC – только 3 члена. Объявленный на место Чиковани конкурс признан несостоявшимся уже во второй раз. После снятия Квитаишвили, президент и правительство пока не представили парламенту избранные ими кандидатуры. 7. Создание комиссии по расследованию
1 мая 2013 года начала работу Временная парламентская следственная комиссия по изучению деятельности Национальной комиссии по коммуникациям, и до конца октября изучила такие связанные с деятельностью GNCC вопросы, как уступка частоты телекомпании «Аланиа», обвинения кабельных компаний в адрес GNCC, лоббирование компании «GMG», невыполнение телекомпанией «Сакартвело» лицензионных условий. В связи с этими делами Временная комиссия заслушала немало лиц, заседания проходили публично, и заинтересованные зрители могли следить за их ходом по 2-му каналу ОВГ.
Временная комиссия до сих пор не опубликовала свое заключение.
8. Каха Баиндурашвили
В 2013 году важной фигурой в медиа стал бывший министр финансов Каха Баиндурашвили, параллельно занимающий пост председателя Торгово-промышленной палаты. На рынке вещательной медиа он появился в мае, когда, вместе с вице-президентом Торгово-промышленной палаты Лашей Чхенкели, решил приобрести телекомпанию «TV 3». 20 мая GNCC дала им соответствующее согласие, даже не поинтересовавшись, имели ли право на получение вещательной лицензии Баиндурашвили и Чхенкели - президент и вице-президент юридического лица публичного права.
Каха Баиндурашвили и Лаша Чхенкели купили также ООО «Энерджи групп», и после победы в конкурсе на получение лицензии на радиовещание в Тбилиси, стали обладателями лицензии на вещание на частоте FM 93.5. Позже оказалось, что Баиндурашвили ввел Комиссию в заблуждение, указав в декларации соответствия, что не являлся представителем административного органа. Закон «О вещании» запрещает представителям административных органов приобретать вещательную лицензию. В новом, 2014 году, станет ясно, лишат ли «TV 3» и ООО «Энерджи групп» вещательных частот.
Параллельно с этим, против Баиндурашвили выступили его бывшие соратники – члены «Национального движения». Теперь уже бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава назвал Каху Баиндурашвили «Хухашвили нового правительства» и обвинил его в контроле бизнеса. В свою очередь, Чхенкели и Баиндурашвили расценили этот факт как давление на них как на владельцев медиа-средств.
9. Давление на СМИ
Взаимоотношения бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили и медиа приобрели в уходящем году новые формы. Бидзина Иванишвили периодически устаивал пресс-конференции, отвечая в течение нескольких часов на вопросы и не избегая порицаний в адрес журналистов. Замечания и советы журналистам со стороны премьер-министра стали, своего рода, традицией. А перед его уходом с должности, укоры в адрес журналистов и, как говорил сам Иванишвили, давления, обрели новые формы. Он несколько раз приглашал в совой Бизнес-центр сначала экспертов, потом представителей вещательной медиа и, наконец, - прессы, потребовав от них ответы в связи с прозвучавшей в их статьях или сюжетах информацией.
Помимо создания иванишвилевского стандарта медиа, бывший премьер-министр проявил себя в медиа и иным образом, закрыв в августе 2013 года «9-й канал», открытый им же за полгода до парламентских выборов 2012 года. Вместе с «9-м каналом», Иванишвили решил закрыть и информационное агентство «Инфо 9». Вскоре после этого, часть представителей общественности учредила акционерное общество, начав переговоры с Бидзиной Иванишвили о передаче техники и лицензии, но – безуспешно. Технику от Иванишвили получили только журналисты «Инфо 9», которые создали новое ООО и попытались продолжить функционирование.10. Закрытие «9-го канала» 11. Изменения в Хартии
Мандат Хартии журналистской этики Грузии был расширен. Решением подписантов Хартии, Совет Хартии может рассматривать и заявления в отношении не вошедших в Хартию журналистов. В 2013 году в Хартии произошло еще одно изменение: исполнительный директор Тамар Кордзая покинула должность и, после победы в промежуточных парламентских выборах в качестве мажоритарного кандидата от коалиции «Грузинская мечта», стала членом парламента. Совет Хартии избрал на эту позицию Тамар Рухадзе.
В том же году членами Хартии стали 40 представителей различных медиа-средств, а 7 человек покинули ее ряды. В общем итоге, число членов Хартии возросло до 250 человек.
12. Президентское финансирование гражданского сектора и медиа
В 2013 году президент Саакашвили впервые выделил для медиа сумму из президентского фонда. 1 миллион лари был распределен между победившими в конкурсе двумя организациями. 800 тысяч лари получил Кавказский институт мира, демократии и развития (CIPDD), а остальные 200 тысяч лари – Фонд развития журналистики имени Зазы Дарасели. 7 мая CIPDD определил 19 победителей, однако ни одна из этих организаций не представила обществу отчета об осуществлении этих проектов.
Media.ge попытался выяснить, осуществила ли одна из победивших организаций – «Ассоциация расследовательского репортинга» - проект, принесший ей победу в конкурсе. В обществе есть подозрение, что в реальности полученная сумма была использована для функционирования интернет-издания «Политико», однако фонд не предоставил нам эту информацию под предлогом того, что сама «Ассоциация расследовательского репортинга» не была согласна оглашать информацию об осуществлении своего проекта.
13. Доходы телекомпаний
В 2013 году, также впервые, стали публичными доходы телекомпаний. Согласно изменениям в Законе «О вещании», Национальная комиссия по коммуникациям теперь оглашает формы отчетности, в которых указаны компании, осуществившие в транзакции в вещатель на сумму свыше 7 тысяч лари. В 3-м квартале самой доходной была телекомпания «Рустави-2», от которой намного отстают «Имеди», «Маэстро» и «GMG».
Установленные Комиссией формы отчетности оказались неприемлемыми для «рустави-2», Ассоциации региональных вещателей Грузии, телекомпаний «Табула» и «Маэстро». Они считают, что эти формы противоречат их коммерческим интересам.